Дом из чурок

Содержание страницы



Крест Животворящий (Годеново): чудеса, отзывы, адрес и расписание

Многие христианские реликвии обладают удивительной чудодейственной силой. Благодать Божия осеняет их. Иконы, мощи святых, лоскуты от их одежд, культовые предметы не раз возвращали утраченное здоровье, душевное спокойствие, помогали преодолеть тяжёлые периоды в жизни, найти себя тем, кто приходил в церкви, монастыри за моральной поддержкой, в поисках выхода из тупиковых ситуаций и по многим другим случаям.

Великая святыня

В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий — Крест Животворящий. Годеново – небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Таинственное явление

История обретения святыни людьми загадочна и чудесна, как и всё, к чему прикасается рука Божья. Обитательницы монастыря ведут подробную летопись всех событий, в которых фигурирует Крест Животворящий. Годеново – вторая родин» этого великого символа веры. А всё началось в далёком 15-м веке, в 1423-м году. Места эти издревле были топкими. Самое большое болото называлось Сахотским. И люди, и животные старались обходить его стороной. Однако в конце мая 23 года именно тут пастухам явилось чудное виденье. В воздухе из столба света возник крест с распятым на нём Спасителем. И рядом – Николай-Угодник с Евангелием. А глас с неба повелел незамедлительно построить здесь Дом Божий, в котором бы и разместился Животворящий Крест (в Годеново, повторяем, попал он позднее).

Николаевский погост

Жители окрестностей, боясь ослушаться, немедленно принялись за работу. Тем более что за ночь от болота не осталось и следа, земля оказалась сухой и пригодной к строительству. Деревянная церковь возвелась достаточно быстро и была названа Никольской – в честь Николая Чудотворца. Стала обживаться и местность вокруг – близ церкви появился посёлок Никольский погост. Позднее его переименовали в Антушково. А в храме был выставлен Животворящий Крест – в Годеново его переместили уже в 20-м веке. Никольский храм пережил несколько пожаров, пока в 1776 году на его месте не построили большую каменную церковь на 3 престола – главного в честь Креста, а также двух в честь Святого Николая и Покрова Матери Божьей. И уже в первой четверти 19-го века вокруг церкви в Никольском погосте решили выстроить монастырь. Прихожан к тому времени насчитывалось более полутора тысяч человек.

Сказания о Кресте

В 1933 году был перенесён в Годеново Животворящий Крест. Когда открыт был Златоустовский храм, мы уже писали. Теперь повествование коснётся перемещения реликвии. В том что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берёг его для всех нуждающихся. Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придёт к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».

После этого действительно произошла целая череда знамений – от высохшего болота и образования удобной реки, на берегу которой выстроили первую Никольскую церковь, до чудесного спасения распятия на пожарище. Все эти события фиксировались монахами в специальной книге. Она, увы, сгорела, но сохранилось множество других записей, старинных свитков – свидетельств былого. В частности, когда проводился благодарственный молебен в честь того, что крест уцелел, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались». Подобное происходило и в Годеново. Животворящий Крест, когда открыт был для поклонения, показал всем свою чудотворную силу.

Поклонение народное

11 июня каждый год отмечается День Поклонения святыне. Со всей России-матушки, из Украины и Белоруссии, и даже дальнего зарубежья устремляются сюда люди.

Заранее направляются паломники в монастырь, чтобы увидеть в Годеново Животворящий Крест. Как доехать к пункту назначения быстрее – зависит от маршрута и вида транспорта. Если вы отправляетесь из Москвы, до Годенова будет около 200 км. Вначале следует прибыть в городок Петровск (это в 180 км от столицы), а дальше – к самому храму – ещё 15 км. Общественным транспортом – железной дорогой, автобусами – выбирайте такой маршрут: Москва-Петровск. Там нужно пересесть на местный уже автобус/маршрутное такси и ехать в сторону посёлка Приозёрный до самого Годенова. Добираетесь личным транспортом – следите за указателями. В Петровске сориентируйтесь на направление к Златоустовскому храму и далее по указателям езжайте в Годеново. Заблудиться тут просто невозможно. Да и любой местный житель вам с удовольствием укажет путь, ведь это — во славу Господа!

Годы советской власти

Но вернёмся к истории о том, как реликвия была перенесена в село Годеново. Животворящий Крест пришедшие к власти большевики хотели вынести из Никольского храма наружу, дабы уничтожить «рассадник мракобесия и религиозного дурмана». Однако распятие неожиданно стало буквально неподъёмным, хотя раньше не раз выносилось за пределы церкви. Тогда, не поняв Божьего промысла, большевики решили его распилить в помещении, несмотря на то что оскверняли своими действиями священное место. Но как раньше дерево не бралось огнём, так и сейчас против него оказались бессильны и топоры, и пилы. Создавалось впечатление, что сделан крест из самого прочного камня. Тогда церковь просто заперли, оставив реликвию под стражей из нескольких солдат. Но прихожане храма, переживая за святыню, сумели их подкупить. Тогда и был переправлен Животворящий Крест в Годеново. Чудеса воли Господней проявились и в том, что вынести его смогли всего несколько верующих – под покровом ночи, тайно, и спрятали в храме Иоанна Златоуста.

Второе явление

Прошло немало времени, прежде чем в Годеново Животворящий Крест Господень вновь был открыт для поклонения. О полуразрушенном храме и святыне заботились сёстры из Никольского монастыря близ Переславля. Глубоко символично, что в стенах церкви в честь Николая Чудотворца в 15-м веке распятие стало символом веры, а в конце 20-го оно вновь возвратилось к людям в обители Николая Угодника.

С 1997 года, когда отреставрировали и восстановили церковь Иоанна Златоуста в Годеново, Животворящий Крест Господень занял в нём своё почётное место. Но даже тогда трудно было представить, что святыня, находящаяся в глухой провинциальной глубинке, приобретёт в новом времени столь громкую известность и получит статус всероссийской. А приезжающие паломники со слезами благодарности и душевным трепетом повествуют о видимых чудесах, произошедших с ними, или о тех, очевидцами которых они стали.

Рассказы из первых уст

Очень интересно и поучительно послушать тех, кто видел в Годеново Животворящий Крест. Отзывы молившихся перед ним наполнены искренним трепетом и восторгом. Так, из года в год приезжает на поклонение седоватый мужчина. Передвигается он, слегка прихрамывая. Оказывается, в своё время он служил в Афганистане, был тяжело ранен. Жизнь врачи ему спасли, но вот движение возвратить не смогли. Инвалидная коляска, беспомощность и полная зависимость от других – таков был приговор. Через отчаяние, мысли о самоубийстве, алкоголь прошёл тогда этот ещё молодой парень, прежде чем обратился мыслями к Богу.

Однажды приснился ему Святой Николай, который указал дорогу и сказал, что спасение его – годеновский Крест Господень. Несчастный инвалид обратился к родственникам, с трудом убедил их свозить его к святыне. И чудо действительно произошло. Службу парень отсидел в коляске. А после молебна при помощи родных встал на ноги. И начал потихоньку возвращаться в строй. Теперь он каждый год приезжает в места, где обрёл веру в Господа, здоровье и себя.

Мать и дети

Ещё одна трогательная история, произошедшая уже в наши дни. Она наглядно показывает, какие творит Животворящий Крест в Годеново чудеса. К сожалению, женский алкоголизм — явление опасное и, увы, распространённое, излечивается очень трудно. А страдают не только сами жертвы явления, но и окружающие. Мать 4 детей, опустившуюся до того, что младших она отправляла на улицу попрошайничать, лишили родительских прав. Детей расселили по приютам, а женщину социально-медицинские службы отправили на принудительное лечение. Ей здорово повезло, что среди лечащего персонала оказалась паломница в Годеново. Рассказы о чудесах Господних вдохновили несчастную больную. Приложив максимум усилий, молясь Богу, она сумела преодолеть пагубную зависимость. А при первом же удобном случае отправилась на богомолье. Ведь женщина очень хотела вернуть детей, а помочь ей могло только чудо. Во время молитв ей также явился Чудотворец, который пояснил, как поступать, чтобы семья воссоединилась. Вскоре после паломничества, благодаря помощи Божьей — и только ей! — мать и дети обрели друг друга.

Праздники в честь Креста Животворящего

В течение года несколько раз отмечаются события, в которых участвует православная святыня. Во-первых, торжественные молебны служатся на Крестопоклонной неделе, третьей в период Великого поста. Во-вторых, собственно в День явления распятия – 11 июня, а также 14 августа и 27 сентября.

Расписание работы храма

  • Для своих паломников храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00.
  • К открытым стопам Животворящего Креста Господня можно приложиться в такие дни как пятница, суббота и воскресенье.
  • По средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям в 9 часов утра здесь совершается литургия, а вечерняя служба начинается в 17:00.
  • В 8 часов утра в дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам.

Конусные дровоколы: устройство и изготовление своими руками

Помахав топором над огромной кучей дров, невольно задумаешься над тем, как облегчить этот каторжный труд.

Бензопила здесь не помощница, поскольку она предназначена для поперечной распиловки древесины. Только в безвыходной ситуации с ее помощью можно распустить доску или брус. Толстый клин и тяжелый молот помогут расколоть особо твердое и толстое полено, но работу эту нельзя назвать производительной.

Совместить высокую скорость колки дров с минимальными физическими усилиями поможет винтовой колун для дров – простое и надежное приспособление. Его принцип работы основан на гениально простом совмещении шурупа и клина.

Обычный шуруп легко вкручивается в древесину, но при этом способен лишь незначительно раздвинуть ее волокна. А вот когда на стальной конус нанесена двухзаходная упорная резьба, то достигается нужный результат.

Совет специалиста! Важно обратить внимание именно на тип резьбы : необходима именно упорная двухзаходная, если применить однозаходную,то придется с силой насаживать чурбак на конус-морковку. Спрашивайте у продавцов двухзаходную упорную резьбу. Иначе при использовании однозаходной резьбы придется с большим усилием насаживать чурбаки на винтовой конус!

Только двухзаходный конус легко вкручивается в полено, за счет своей клинообразной формы и упорной резьбы раскалывает его на две части.

Существует две основные конструктивные схемы конусных дровоколов. В первой винтовой конус устанавливается непосредственно на вал тихоходного электродвигателя мощностью 3-5 кВт (число оборотов не более 500).

Другой вариант реализуется за счет использования двухручейных шкивов разного диаметра и гибких приводных ремней. На вал электродвигателя ставится малый шкив, а на вал дровокольного винта — большой.

Соотношение их диаметров подбирают так, чтобы понизить частоту вращения винта по сравнению с частотой вращения двигателя в 2,5 – 4 раза до 300-400 об/мин.

Понизить скорость вращения конусного винта можно с применением мотор-редуктора – единого блока, в котором электродвигатель конструктивно соединен с понижающим редуктором. Однако, такие модели не получили широкого распространения на рынке винтовых колунов.

Тем, кто хочет сделать такой станок своими руками, следует помнить о том, что высокая скорость вращения винтового конуса (более 500 об/мин) повышает риск травмирования, поскольку в этом случае полено трудно удержать в руках.

Для того, чтобы понизить травмоопасность станка, под винтовым конусом ставят неподвижный стальной клин, который предохраняет полено от соскакивания.

Основные виды винтовых дровоколов

Бытовой конусный дровокол производители изготавливают как в стационарном, так и в мобильном исполнении. В последнем случае каркас снабжается осью с двумя колесами, благодаря которым станок можно свободно перемещать к месту колки дров.

По типу привода винтовые колуны делятся на электрические и бензиновые. Кроме этого, выпускаются модели промышленного типа, приводимые во вращение тракторным валом отбора мощности (ВОМ).

Электрические дровоколы могут работать как от однофазной сети, так и от трехфазной. Однако завести три фазы на свой участок – довольно дорогое мероприятие, поэтому владельцы дачных домов выбирают менее мощные, но зато более практичные однофазные модели.

Выбирая дровокол шуруп, обращайте внимание на тип резьбы конуса. Метрическая резьба стирается быстрее и при работе такого конуса высока вероятность соскакивания полена. Лучший вариант – упорная резьба, которая лучше входит в чурку и служит дольше.

Ориентировочные цены на дровокольные станки винтового типа составляют от 16 000 до 38 000 рублей. Существенное влияние на цену оказывает тип двигателя (220 В, 380 В, бензиновый). Полностью автономный станок, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, стоит в среднем на 10-15% дороже электрического.

Делаем дровокол-шуруп самостоятельно

Простота конструкции и впечатляющая производительность являются весомыми аргументами для того, чтобы сделать такой станок своими руками.

Самую главную деталь – винтовой конус для дровокола можно приобрести в специализированном магазине инструмента или заказать в токарном цеху. Стоимость винтов зависит от диаметра (80-100 мм) и находится в диапазоне от 1500 до 5000 рублей.

Если же вам не хочется заниматься поиском шкивов и самостоятельным изготовлением вала, то купите готовый дровокольный узел. Он состоит из винтового конуса (морковки), вала с подшипниковыми опорами и двухручейного шкива диаметром 200 мм. Ориентировочная цена такого комплекта составляет от 3200 до 5600 рублей.

Данное решение позволит намного проще и быстрее сделать винтовой дровокол своими руками. Вам останется только начертить чертеж станка, указать размеры рабочего стола, конструкцию каркаса, точки крепления двигателя и дровокольного узла.

Из экзотических вариантов самодельных дровоколов следует назвать установку малого винтового конуса диаметром 30 мм на вал перфоратора или мощной тихоходной дрели (1,5 кВт, при 500-600 об/мин).

Однако, этот простой самодельный дровокол нельзя назвать универсальным и очень эффективным в работе. Максимальная толщина раскалываемого полена у перфоратора-дровокола не превышает 10-12 см.

При заглублении винта в чурку у него возникает мощный крутящий момент, поэтому удержать его руками от проворота довольно трудно. Эту проблему можно устранить, стационарно закрепив перфоратор на верстаке.

Рассматривая возможность самостоятельного изготовления винтового шурупа для дровокола, следует сказать, что эта работа по силам только опытным токарям. В сети гуляют рассказы о том, что конус мощно выточить и при помощи болгарки, но их нельзя отнести к категории серьезных советов.

Точность изготовления упорной резьбы должна быть высокой, поэтому ни одна болгарка не заменит хороший токарный станок и качественный резец.

Заказывая конусный винт для дровокольного станка, оставьте токарю не только подробный эскиз, но и параметры, проверенные мастерами на практике: конусность 1:2, двухзаходная резьба, шаг 5-6мм. Профиль зуба резьбы должен быть таким, как у самореза по дереву.

Умельцы, которые работали на самодельных винтовых дровоколах, в своих отзывах пишут о том, что данный процесс требует большой осторожности. Подавать поленья нужно только голыми руками. Рукавицу может легко накрутить на винт, что серьезно травмирует пальцы.

При раскалывании поленьев с крупными сучками и чурок из комлевой части бревна нужно быть особенно внимательным, поскольку винт в них часто застревает и его трудно извлечь, если у двигателя нет реверса.

Полезное видео по теме:

Строим дровяной дом со стенами из дров — чурок

Дровяной дом своими руками

Метод строительства и кладки стен из коротких бревен — чурок не новый. Он широко использовался еще в конце 1800-х на северо-востоке Америки, где амбары и здания, построенные по этому методу сохранились до сегодняшнего дня.

Строили подобные постройки и наши предки, особенно в южных районах, где дефицит строевого леса. Для скрепления кладки из чурок использовали раствор на основе глины. Поэтому технология получила название «глиночурка».

Подобные дома у нас стоят с советских времен, например, целый район под названием «чурочный городок» в г.Энгельс. Живут в основном работники лесозавода. Чурки выдавали на отопление (отходы от распиловки экспорта), а каждому работнику выдавалась лимитка на 10м3. Вот поселок и вырос. Дома прекрасны в эксплуатации, теплые зимой, прохладные летом.

Рис.1 Дровяной дом со стенами из дров — чурок.

В этом доме, Рис1., стены выложены из коротких бревен — чурок, уложенных на цементно-песчаный раствор поперек стены. Толщина стены 200-600мм.

Раствором скрепляют только концы бревен, а в середину между бревнами засыпают опилки с известью.

Для кладки стен могут быть использованы короткомерные и тонкомерные отходы лесозаготовок и деревообработки (обрезки брусьев, досок) или даже дрова.

Единственное условие — дерево должно быть сухое, иначе, после высыхания дерева в стене, могут образоваться сквозные щели.

Нарезать чурки и уложить их в стену может любой мастеровой мужик. Стоимость строительства стен такого дома значительно меньше чем бревенчатых.

В доме с такими стенами тепло зимой и прохладно летом. Стены обладают всеми положительными свойствами деревянных стен, могут быть сделаны практически любой толщины.

Небольшой компактный одноэтажный дачный дом, Рис.1., был спроектирован для строительства по технологии кладки стены из чурок, которая позволяет построить уютный и дешёвый дом.

Такой дом органично впишется в природный ландшафт.

План дома показан на Рис.3.

На площади 72,1 м2 в доме размещены: общая комната, разделённая на зоны гостиной, столовой и кухни; 2 спальни; ванная комната; постирочная.

Отапливается дом дровяной печью, установленной в гостиной.

Вход в дом организован слева со стороны западного фасада.

Конструкция дома предусматривает устройство полов по грунту.

Строят такие дома и сейчас. Этот дом построен совсем недавно, Рис.4.

Деревянные стены этого дома имеют толщину 600 мм . Каких-либо строительных нормативов по устройству таких стен у нас не существует.

Хозяйственная постройка. Промежутки между стойками каркаса из бруса заполнены деревянными чурками на растворе.

Технологию можно использовать как дачный вариант для любых одноэтажных построек — домов, бань, гаражей, летних кухонь, стенок веранды … .

Для строительства зданий из чурок применяют три конструктивных схемы:

  • Делают деревянный каркас постройки из круглого леса, бруса или доски и заполняют кладкой из чурок промежутки между стойками каркаса.
  • Выкладывают из чурок несущие стены. Углы стен связывают между собой, выполняя кладку из чурок в виде клетки, рис. 2 и 4.
  • Дом из чурок в плане часто делают круглым. Несущие наружные стены дома не имеют углов.

Дровяной дом со стенами из чурок может не иметь углов — быть круглым

Раствор для кладки дров — чурок

Для кладки стен из чурок рекомендуется готовить раствор следующего состава по объему:

  • Песок промытый — 9 частей.
  • Мокрые древесные опилки — 3 части.
  • Известь строительная — 3 части.
  • Цемент — 2 части.

Компоненты смеси сначала смешивают в сухом виде, а затем добавляют воды. Воду добавляют маленькими порциями в таком количестве, чтобы раствор получился полусухим «жестким» — менее пластичным, чем раствор для кладки кирпича.

Скатайте в руках из раствора плотный шарик размером с теннисный мяч, подбросьте и поймайте его на ладонь. Шарик из правильного раствора не должен раскрошиться или расплющиться.

Стены из чурок можно класть и на глиняные растворы. Способ кладки на глиняный раствор часто называют «глиночуркой».

Для кладки чурок выгодно использовать более современный состав — теплый легкий кладочный раствор на основе цемента. Такой раствор обойдется дороже, но увеличит сопротивление теплопередаче стены.

Для утепления в пространство между чурками в середину стены засыпают смесь опилок и строительной извести. Одну объемную часть извести смешивают с 12-ю частями опилок. Известь защищает опилки от насекомых, грибков и плесени.

Подготовка чурок для кладки стен

Для кладки стен можно использовать как круглую, так и колотую или пиленную древесину. При дровяной кладке рекомендуется придерживаться определенного стиля, не смешивая хаотично разные по форме чурки.

Круглую и колотую древесину обязательно освобождают от коры. Сделать это легче, если дерево еще сырое. Заготавливают чурки длиной, равной толщине стены постройки — 200 — 600 мм.

Освобожденные от коры чурки обязательно сушат в поленницах под навесом. Торцы поленьев должны быть открыты солнцу и ветру. Древесину из леса, естественной влажности, сушат в поленнице не менее одного года

Во время сушки чурки уменьшаются в размерах и могут потрескаться. Чурки по сквозным трещинам необходимо расколоть.

Технология строительства дровяного дома

Строительство фундамента и цокольной части дровяного дома ничем не отличается от аналогичных конструкций, например, деревянного дома из строительного бруса.

Пример укладки чурок на раствор

Кладка дровяной стены начинается с укладки на слой гидроизоляции цоколя двух полос раствора шириной 60 — 70 мм. Расстояние между наружными краями полос равно длине чурок (толщине стены). Высота раствора около 30 мм.

Просвет между лентами раствора засыпают утепляющей смесью из опилок и извести.

Затем на раствор, слегка покачивая и вдавливая, укладывают чурки первого ряда. Между соседними чурками оставляют зазор около 30 мм.

Следующие ряды чурок укладывают аналогично.

Пока раствор не схватился швы кладки снаружи и изнутри дома расшивают, производят выравнивание и уплотнение раствора в промежутках между чурками. Выравнивание раствора в швах производят так, чтобы глубина швов была около 5 мм.

Для опирания балок чердачного перекрытия и стропил крыши по верху стен укладывают раму из бруса — мауэрлат. Брусья мауэрлата скрепляют со стеной с помощью связей из проволоки. Один конец проволоки закручивают вокруг полена в толще верхней части стены, а другой конец закрепляют на стропиле крыши.

Стены дровяного дома можно обшить, как снаружи, так и изнутри. Конструкция, материалы и технология обшивки стен дома из дров ничем не отличается от обшивки деревянных домов из других материалов, например — из бруса.

При строительстве современных домов в холодном климате рекомендуется кладку чурок в стене выполнять так, как показано на рисунке — в два слоя, с воздушным промежутком между слоями. Воздушный промежуток заполняют утеплителем — эковатой. Слои кладки связывают между собой, укладывая длинные чурки на всю толщину стены.

Посмотрите видео — как кладут стены из чурок:

Карта Свердловской области

Подробная карта Свердловской области

Свердловская область на карте России. Подробная карта Свердловской области с городами и сёлами. Карта Свердловской области со спутника с районами, посёлками, улицами и номерами домов. Изучайте подробные карты со спутника сервисов «Яндекс Карты» и «Гугл Карты» онлайн. Найдите нужный адрес, улицу или дом на карте Свердловской области. Увеличивайте или уменьшайте масштаб карты с помощью прокрутки мыши или жестов на сенсорной панели. Переключайтесь между схематической и спутниковой картой Свердловской области.

Карта Свердловской области с городами, районами и посёлками

Спутниковая карта Свердловской области

Переключение между спутниковой картой Свердловской области и схематической производится в нижнем левом углу интерактивной карты.

Свердловская область — Википедия:

Дата образования Свердловской области: 17 января 1934 г.
Население Свердловской области: 4 329 341 чел.
Телефонный код Свердловской области: 343
Площадь Свердловской области: 194 800 км²
Автомобильные коды Свердловской области: 66, 96, 196

Районы Свердловской области:

Байкаловский • Камышловский • Нижнесергинский • Слободо-Туринский • Таборинский.

Города Свердловской области — список городов Урала в алфавитном порядке:

Город Алапаевск основан в 1639 году. Население — 37653 чел.
Город Арамиль основан в 1675 году. Население — 15162 чел.
Город Артёмовский основан в 1665 году. Население — 30933 чел.
Город Асбест основан в 1889 году. Население — 64666 чел.
Город Берёзовский основан в 1748 году. Население — 57194 чел.
Город Богданович основан в 1885 году. Население — 29311 чел.
Город Верхний Тагил основан в 1716 году. Население — 11171 чел.
Город Верхняя Пышма основан в 1854 году. Население — 69117 чел.
Город Верхняя Салда основан в 1778 году. Население — 42733 чел.
Город Верхняя Тура основан в 1737 году. Население — 9128 чел.
Город Верхотурье основан в 1597 году. Население — 8651 чел.
Город Волчанск основан в 1900 году. Население — 8885 чел.
Город Дегтярск основан в 1914 году. Население — 16141 чел.
Город Екатеринбург основан в 1723 году. Население — 1455904 чел.
Город Заречный основан в 1955 году. Население — 27617 чел.
Город Ивдель основан в 1831 году. Население — 16090 чел.
Город Ирбит основан в 1631 году. Население — 37443 чел.
Город Каменск-Уральский основан в 1701 году. Население — 169929 чел.
Город Камышлов основан в 1668 году. Население — 26538 чел.
Город Карпинск основан в 1759 году. Население — 26957 чел.
Город Качканар основан в 1957 году. Население — 39338 чел.
Город Кировград основан в 1661 году. Население — 19712 чел.
Город Краснотурьинск основан в 1758 году. Население — 57514 чел.
Город Красноуральск основан в 1925 году. Население — 23142 чел.
Город Красноуфимск основан в 1736 году. Население — 38731 чел.
Город Кушва основан в 1735 году. Население — 28409 чел.
Город Лесной основан в 1947 году. Население — 49149 чел.
Город Михайловск основан в 1805 году. Население — 9088 чел.
Город Невьянск основан в 1701 году. Население — 23348 чел.
Город Нижние Серги основан в 1743 году. Население — 9424 чел.
Город Нижний Тагил основан в 1722 году. Население — 355693 чел.
Город Нижняя Салда основан в 1760 году. Население — 17380 чел.
Город Нижняя Тура основан в 1754 году. Население — 20217 чел.
Город Новая Ляля основан в 1903 году. Население — 11947 чел.
Город Новоуральск основан в 1941 году. Население — 81577 чел.
Город Первоуральск основан в 1732 году. Население — 124447 чел.
Город Полевской основан в 1718 году. Население — 62259 чел.
Город Ревда основан в 1734 году. Население — 62632 чел.
Город Реж основан в 1773 году. Население — 37420 чел.
Город Североуральск основан в 1758 году. Население — 26543 чел.
Город Серов основан в 1893 году. Население — 97762 чел.
Город Среднеуральск основан в 1931 году. Население — 22896 чел.
Город Сухой Лог основан в 1710 году. Население — 34018 чел.
Город Сысерть основан в 1732 году. Население — 20962 чел.
Город Тавда основан в 1910 году. Население — 33666 чел.
Город Талица основан в 1732 году. Население — 15874 чел.
Город Туринск основан в 1600 году. Население — 17316 чел.

Свердловская область – самый крупный регион Урала, которая занимает часть Уральских гор и Западно-Сибирской равнины. Административный центр – город Екатеринбург.

Природа Свердловской области уникальная и неповторима, особенно такое место, как Самоцветная полоса Урала. В этой части области – самые крупные залежи драгоценных камней: изумруды, алмазы, топазы – вот лишь некоторые драгоценности этой полосы. Сегодня там с 1993 года для всех желающих открыт музей.

Туристам полюбилась и другая достопримечательность области – национальный парк «Оленьи ручьи». В парке расположено 49 скульптур. Название одной из них – Ангел единой надежды. Подобные скульптуры, являющиеся символами любви и света, установлены во всем мире.

Достопримечательности Свердловской области: Дидинский тоннель, Дом кузнеца Кириллова, Церковь Святого Николая Чудотворца, Качканар, Благодать, Лисья гора, Смолинская пещера, Харитоновский сад, Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, Голобокий Чурок, Ирбитский государственный музей мотоциклов, Юрьев Камень, Ельцин-центр, Ганина Яма, Азов-гора, Верхотурский кремль, Карьер Старая Линза, Граница Европа-Азия, Невьянская башня, Аракаевская пещера.

Автобусы СССР (обзор и фото)

Первым городским общественным транспортом в России была конка, а затем ее сменил трамвай. Однако устройство трамвайных линий — дело хлопотное, даже в крупных городах. Не везде возможно устроить и троллейбусные пути. Зато автобусу достаточно только более или менее ровной и твердой дороги, можно даже грунтовой.

Производством автобусов в СССР занимались сорок три предприятия — как специализированных, так и таких, которые выпускали небольшие опытные партии. Да еще мы закупали автобусы за границей. Окинуть взглядом весь советский автобусный парк было бы непросто — поэтому остановимся на основных и самых известных моделях и производителях.Дедушкой отечественного автобуса можно считать АМО-Ф15, выпускавшийся в 1926–1931 годах на заводе «Автомобильного Московского общества» (с 1931 года — «ЗИС», с 1956 — «ЗИЛ»). Этот малыш имел размеры современного маршрутного такси и вмещал 14 человек. Вот только двигатель на нем стоял мощностью всего в 35 л. с. — то есть даже слабее, чем у «Запорожца»! Но как же он выручил наших бабушек и дедушек, которые, наконец, смогли добираться до работы не пешком или на извозчике (если средства позволяли), а на настоящем «моторе»!

А в 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта. По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.

А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы. Кстати, в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно ЗИС-8.

Весной 1938-го года начался выпуск новой модели: на той же базе, однако с 85-сильным двигателем, увеличенным салоном на 27 сидений и округлыми формами корпуса. Она получила название ЗИС-16. Развитие автобусного сообщения шло нарастающими темпами — в 1940 году они перевезли свыше шестисот миллионов пассажиров.

Во время войны большинство автобусов были мобилизованы на фронт, где их использовали в качестве штабных и санитарных автобусов, а также — передвижных радиостанций. А те, что продолжали работать на городских маршрутах, в условиях нехватки топлива частично перешли на газ. Он вырабатывался из торфа или деревянных чурок в газогенераторных установках, которые устанавливались на специальных тележках и катились позади автобусов как прицепы. Одной «заправки» хватало как раз на маршрут, после чего на конечной остановке водитель снова подбрасывал в газогенератор дрова.

С возвращением к мирной жизни в послевоенные годы потребовался и новый городской транспорт. Конечно, малогабаритные довоенные автобусы имели важное преимущество: в них не набивалась толпа из полутора сотни едущих со смены рабочих или дачников, которую время от времени «пропахивал» орущий кондуктор. В отличие от трамваев, в автобусах редко можно было увидеть давку: в небольшом салоне мирно и с некоторым даже комфортом ехали двадцать — двадцать пять человек, которые дисциплинированно входили через одну дверь, а выходили через другую, не толпясь и не ругаясь.

Но идилия длилась недолого: рост городов, введение автобусного сообщения на всех возможных маршрутах (даже к деревням с населением в полсотни человек) вызвало и рост числа пассажиров. А они, пользуясь небывалой дешевизной проезда (в 80-е годы он обходился пять копеек в городе, 15-50 в области), зачастую ленились пройти одну остановку пешком и садились в автобусы и троллейбусы. Поэтому появилась потребность в более вместительных городских автобусах.

Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного пассажирам капота, необычной для тех времен формы, большой салон (34 сидения). Его кузов выполнялся не из дерева, и даже не из жести, а из алюминия — что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой.



Спустя два года на смену ему пришел более простой и дешевый собрат — автобус ЗИС-155. На метр сократилась длина салона, до двадцати восьми — число сидений, простой карбюраторный двигатель развивал 95 л.с. Однако дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.

Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение нескольких десятилетий был ЛиАЗ-677, выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе с 1968 по 1994 год (всего их произведено около двухсот тысяч штук). Он получил ряд медалей выставок, был признан одним из лучших автобусов советского производства — но пассажиры все равно были недовольны.

Во-первых, в нем было всего 25 (позже 40) сидячих мест, из-за чего между пассажирами, бывало, возникали всяческие споры, а также нарекания в адрес конструкторов — мол, неужели не могли лишнее сидение поставить? Ведь в итоге автобус получился, в основном, для проезда стоя. Во-вторых, при расчетной вместимости 110 пассажиров, в него могло набиться до 250 — особенно в часы пик. Причем только на ступеньках умудрялись разместиться до десяти человек! Ну, а в-третьих, автобус развивал небольшую скорость, особенно если шел в гору или был перегружен. По меткому замечанию пассажиров — словно его волы тянули. Хотя топливо потреблял с большим аппетитом: до 45 литров на 100 км в городском цикле движения!

Безразмерная вместимость ЛиАЗ-677, в который всегда могли поместиться еще несколько пассажиров, и была его главным достоинством. Это очень здорово разгружало маршруты, да и опаздывающие граждане всегда могли запрыгнуть даже в битком набитый автобус — благо его двери со слабым пневматическим механизмом можно было открыть рукой и без особых усилий.

И только конструкторы Горьковского и Курганского заводов продолжали консервативно придерживаться довоенных стандартов, выпуская небольшие автобусы на базе грузовиков. Неказистые с виду, они были очень востребованы — их охотно приобретали предприятия, колхозы, школы. Подвезти работников (что было удобней, чем ехать на лавках в грузовике с надписью «люди»), съездить с бухгалтером в банк или с завхозом на склад, отвезти учеников на районный смотр — всех их функций не перечислить. И одна из них, очень печальная — служить в качестве импровизированного катафалка. Поскольку настоящих катафалков в СССР практически не было, то обычно для таких целей использовали автобус, который предоставляло предприятие, где работал покойный или его родственники. Гроб с усопшим заносили в салон через кормовую дверь и ставили на проходе, а скорбящие родственники садились рядом.

Эти автобусы ведут свой род от ГАЗ-03-30, который конструкторы Горьковского автозавода выпустили в 1933 году на базе знаменитой «полуторки» — грузовика ГАЗ-АА. Прототипом его кузова послужил школьный автобус американской фирмы Ford. Это была небольшая машина, с деревянным, обшитым железными листами кузовом, и салоном на 17 мест. Автобус имел три двери: водительскую, переднюю правую для пассажиров и кормовую, тогда рассчитанную не для загрузки гробов, а для экстренной эвакуации живых пассажиров. Такая компоновка, как и форма корпуса, а равно и традиция выпускать эти автобусы на базе грузовиков ГАЗ, сохранялась на протяжении полувека. В качестве его модификаций выпускались санитарные автобусы ГАЗ-55 (тот самый, который упорно не заводился в комедии «Кавказская пленница»), передвижные мастерские и лаборатории, а также военный трехосный вариант модели ГАЗ-05-193.

В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые машины, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон стал немного просторнее и вмещал уже 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч.

В 1950 году, в связи с переходом завода на изготовление кузовов для специальных грузовых автомобилей, производство автобусов решили перенести — сначала на Павловский, а затем на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где он получил обозначение КАвЗ-651. Там его выпуск уже исчислялся десятками тысяч. Следующую модель, КАвЗ-685, запустили в 1971 году на базе грузовика ГАЗ-53. Его кузов уже был цельнометаллическим, потолок приподняли (можно было стоять, не упираясь в него темечком), количество сидений возросло до двадцати одного, место водителя отделили от салона перегородкой. Резко увеличилась мощность: новый движок выдавал 120 л.с и разгонял автобус до 90 км/ч.

Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). «Пазики» пробирались через лютые морозы Якутии, экспортировались в страны Азии и Африки, где успешно работали в самом тяжелом климате и без должного сервиса.

Сам завод был основан в 1930 году, но больше двадцати лет занимался выпуском инструмента и кузовной арматуры. И только в 1952 году с его нового конвейера сошел ПАЗ-651 (он же ГАЗ-651). Конструкторы завода решили изменить устаревшую форму кузова, заодно несколько расширить салон за счет переноса водительского места вперед (слева от двигателя) — так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нем появился задний выход для пассажиров, причем обе двери-гармошки открывались теперь автоматически. Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. Недостатком оставались слишком маленькие окна, дававшие в салон маловато света — что решили компенсировать дополнительными окошками на изгибе кузова между стенкой и крышей.

В 1968 году на конвейер встала новая модель автобуса, ПАЗ-672. Ее отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров. Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок.

Немалую часть советского автобусного парка (импортировано 143 000 машин) занимали венгерские «Икарусы» — пожалуй, самые популярные и самые комфортабельные машины 70-80-х годов. Об их популярности говорит хотя бы такой факт: это был единственный автобус, который издалека узнавали даже маленькие дети, восклицавшие: «Икарус» едет!». А вот в марках отечественных автобусов разбирались немногие.

Но у «Икаруса» был и существенный недостаток — его мощный дизельный двигатель сильно шумел, создавал вибрацию (хорошо ощутимую тем, кто ехал на задних сидениях) и выбрасывал клубы удушливой копоти. От последней всегда страдали стоящие на остановках люди, а также те, кто, согласно правилам дорожного движения, обходил автобус сзади — прямо мимо выхлопной трубы.


Сразу после войны силами всего СССР началась индустриализация Западной Украины — до тех пор являвшейся самой бедной и отсталой провинцией Европы. Уже 21 мая 1945 года был учрежден Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем на нем хотели начать выпуск ЗИС-155. Однако было принято окончательное решение разработать собственную модель автобуса. В ее основу легли последние отечественные и западные наработки, в частности автобусов «Мерседес Бенц 321» и «Магирус». И уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус ЛАЗ-695.

Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закругленными краями. Правда, летом, в жару, это создавало в салоне понятные неудобства. Поэтому стекла уже через два года убрали. Зато появились «козырек» над лобовым стеклом и широкий воздухозаборник на задней части крыши — подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сидениями.

ЛАЗ-695 смог продержаться на конвейере целых сорок шесть лет, что можно назвать рекордом. Причем после прекращения производства на ЛАЗе его еще несколько лет мелкими партиями собирали на нескольких украинских предприятиях. За это время на трассу выехали более трехсот тысяч львовских автобусов!

Конец века оказался не очень благоприятным для автобусов, даже на основных предприятиях выпуск упал до нескольких сотен машин, которые удавалось продать с большим трудом. Старые маршруты больше не получали новых машин, новые не создавались. А потом стали сворачивать и те маршруты, что были. Общественный транспорт на какое-то время просто перестал развиваться. Кое-где от него и сейчас остаются только одни воспоминания.

Читайте также: