Дефлектор дымохода для усиления тяги -

Дефлектор дымохода для усиления тяги

Содержание страницы



Дефлектор на дымоход своими руками: чертежи и схемы

Содержание

Дефлектор — простейшее устройство, позволяющее увеличить тягу, чтобы дым быстрее выходил из трубы

Разновидности дефлекторов-отражателей

Существуют отражатели следующих видов:

  • ЦАГИ. Самая популярная вариация. На устье дымохода крепится канал небольшого размера, который будет играть роль диффузора.
  • Тарельчатой формы. Состоит из двух частей, по форме напоминающих тарелки. Верхняя играет роль козырька, нижняя обращенная в сторону трубы, является, собственно дефлектором.
  • Круглый дефлектор. Мало чем отличается от ЦАГИ. Крышка в круглом отражателе расположена выше диффузора
  • Григоровича;
  • Н-образной формы.

Дефлектор — простейшее устройство, позволяющее увеличить тягу, чтобы дым быстрее выходил из трубы

Отражатели всех типов отлично справляются со своей задачей. Они значительно увеличивают тягу и не дают попадать атмосферным осадкам в дымовую трубу. Производятся дефлекторы, как правило, из оцинкованных металлов, чтобы выдерживать климатические влияния. В списке были приведены наиболее распространенные типы дымников. Устройство может выглядеть как угодно, главное чтобы оно выполняло свою основную задачу.

Важно: При отсутствии ветра, устройство начинает мешать естественной тяге.

Конструкции различных дефлекторов дымоходных труб

Самостоятельное создание дефлектора

Стоимость этого устройства начинается от 1000 рублей, верхняя отметка заметно выше. Целесообразность самостоятельного изготовления и установки объяснять не стоит.

Дефлектор на дымоход своими руками предпочтительно собирать из оцинкованной стали. Но ей, в последнее время, нашли замену в виде металла, который покрыт защитным полимерным слоем или простой эмалью. В тех случаях, когда дымник не контактирует с горячими потоками продуктов горения, его можно выполнить из пластика (Прочитайте статью о защите дымохода дымниками в дополнение к данному материалу).

Видео: инструкция по созданию дефлектора для дымохода своими руками

Прежде чем приступать к созданию дефлектора, необходимо сделать чертеж, на котором будут нанесены все размерности будущего изделия. При выборе размера, следует отталкиваться от диаметра дымоходной трубы. Эта величина определит высоту самого дымника и ширину диффузора. Есть таблица со стандартными соотношениями размеров дымовой трубы и дефлектора:

Важно: Изготовление дымника нужно делать принимая во внимание данные пропорции, в противном случае КПД устройства будет низким.

Чтобы изготовить дефлектор на дымоход своими руками, чертежи лучше делать в натуральную величину. Путаница с масштабами может значительно затянуть процесс изготовления.

Приблизительная схема соотношений размеров

Необходимые инструменты, которые потребуются для работы:

  • Чертежный набор. Сантиметровая лента, маркер, линейка.
  • Ножницы для металла, деревянный молоток, устройство для заклепок.
  • Дрель и сверла различного диаметра.

Совет: Если ваш дымоход имеет много поворотов, то дефлектор должен быть установлен в обязательном порядке. Лучше наносить размеры на металлические заготовки при помощи лекал, это исключит ошибки. Лекала можно сделать картонные. Если труба имеет максимально возможный диаметр, то при установке дефлектора используйте проволочные растяжки.

Этапы работы

Для начала необходимо выбрать вид металла для изготовления дефлектора. После чего, выполнив расчеты и убедившись в их правильности, можно начинать вырезать детали дымника из металла. Развертку корпуса диффузора необходимо свернуть в форме тарелки, затем, через высверленные отверстия, скрепить концы заклепками.

Верхний и нижний конусы склепываются, после чего на нижнем конусе устанавливаются крепления для соединения устройства с трубой дымохода. Советуем подробнее изучить особенности стальных дымоходов на нашем сайте.

Достаточно простая конструкция с конусообразным козырьком выглядит приблизительно та

Чтобы установить дымник на газоходный канал, его верхний модуль лучше снять. При помощи верстака, конструкция монтируется, затем устанавливается на место.

Совет: Установленный отражатель будет подвергаться значительному воздействию ветра, потому крепления должны быть затянуты хорошо.

Отдельные виды дефлекторов

Если идет речь об отражателе для камина, то с конструкцией изделия заморочек не возникает. Но в случае с отопительными приборами на жидком топливе, вопрос стоит по-другому. К примеру, дефлектор на дымоход газового котла должен отвечать определенным требованиям. Его размеры должны быть идеально подогнаны под дымовую трубу. Подбирать его нужно в соответствии с характеристиками газового котла.

Как может выглядеть полная конструкция в разрезе: Котел, дымоход, дефлектор и т.д.

Если отражатель будет слишком большой, он не создаст необходимой тяги, в результате процесс горения будет не интенсивным. Из-за больших габаритов устройства, в дымовую трубу может задувать ветер, который способен потушить огонь в котле. О последствиях можно только догадываться.

Советуем прочитать на нашем сайте, что делать, если задувает котел через дымоход и найти ответы на интересующие вопросы.

Важно! Дымоотражатель для газового котла обязательно должен быть оснащен искрогасителем.

Тяга в дымовой трубе не всегда держится на положенном уровне. Она может быть слишком сильная из-за частых ветров, либо слабая ввиду их отсутствия. Для устранения таких проблем используют дефлектор-флюгер. На дымоход он устанавливается так же, как и обычный.

В этом дымнике весь корпус вращается вместе с лопастями, которые изогнуты под определенным углом. Лопасти соединены с узлом подшипников, потому конструкция свободно вращается под напором ветра и располагает дефлектор по его направлению. Благодаря этому, выходное отверстие дымохода постоянно защищено от ветра. А продукты сгорания топлива беспрепятственно выходят в подветренную сторону.

Такой флюгерный дымник будет стабилизировать тягу в дымовой трубе, даже при сильном ветре. В домашних условиях изготовить такое устройство не получится. Необходимо специальное оборудование.

Важно: Не стоит экономить на флюгерном отражателе, так как некачественный металл под действием атмосферного влияния будет окисляться, что приведет к затрудненному вращению лопастей. Снег, дождь и другие осадки, как правило, идут по направлению ветра, так что флюгерник защитит и от них. За подвижной частью флюгерника, необходимо ухаживать. Это, собственно, является основным недостатком такого вида. Сильный ветер может деформировать подвижное, а значит, слабое соединение.

Специалисты рекомендуют использовать флюгерные отражатели для всех типов отопительных элементов. Их можно устанавливать внутри вентиляционных каналов для усиления тяги. Немаловажным показателем является рабочая температура, ведь под её действием изменяется объем металла, из которого сделан отражатель. При покупке обязательно стоит спросить продавца об этом параметре.

Фирмы производители

Лидирующие позиции на рынке таких устройств, занимает компания WEST. Её продукция популярна в последнее время. Фирма занимается разработкой инновационных систем удаления дыма и производит флюгерники уже больше десятка лет.

Флюгер-дефлектор усилитель тяги West

Warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, function ‘woocommerce_template_add_to_cart’ not found or invalid function name in /home/pechivsem/pechivsem.ru/www/wp-includes/class-wp-hook.php on line 286

Флюгер-дефлектор дымовых и вентиляционных труб предназначен для усиления тяги в естественных системах воздухообмена промышленных и общественных зданий с целью повышения производительности и эффективности удаления отработанных газов теплогенерирующих устройств (котлов, печей, каминов и т.п.) и вентиляции подвальных и аналогичных помещений.

Флюгер-дефлектор должен быть работоспособен при температуре окружающей среды от — 50°С до + 60 °С и ветровой нагрузке не более 0,8 кПа (800 кгс/м2).

Описание

Флюгер-дефлектор.

Флюгер-дефлектор представляет собой устройство, имеющее вращающийся корпус с за-крепленными на нем изогнутыми козырьками-дефлекторами, соединенный с подшипниковым узлом. В верхней части корпуса смонтирован флюгер, позволяющий изделию постоянно находится «по ветру». Кольцо с подшипниковым узлом прочно крепится на срезе дымовой трубы 3-мя болтами. Поток воздуха, проходя в пространстве между козырьками, ускоряется, тем самым создавая зону разрежения. В результате этого усиливается тяга в дымовых (вентиляционных) трубах, повышая эффективность удаления продуктов сгорания и (или) воздухообмена (при использовании для целей вентиляции).

Флюгер-дефлектор изготавливается в коррозионно-стойком исполнении из окрашенной углеродистой или нержавеющей стали.

Флюгер-дефлектор имеет простую конструкцию, что повышает надежность работы устройства и снижает его стоимость.

ПРИМЕНЕНИЕ ФЛЮГЕРА-ДЕФЛЕКТОРА

Флюгер-дефлектор может использоваться в дымоходах общественных, промышленных и частных зданий (домов) и небольших котельных установок.

Также устройство может применяться в системах естественной вентиляции вышеуказанных сооружений с целью повышения ее эффективности.

ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ И МОНТАЖУ ФЛЮГЕРА-ДЕФЛЕКТОРА

Установка флюгера-дефлектора должен осуществляться квалифицированными работники в соответствии со СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция, кондиционирование», Правилами безопасности при проведении высотных работ, настоящим руководством и рекомендациями производителя. При установке и монтаже флюгера-дефлектора теплогенерирующие устройства должны быть отключены и обесточены.

Как установить флюгер-дефлектор
Флюгер-дефлектор устанавливается на дымовые (вентиляционные) трубы. Кольцевая часть устройства надевается на трубу до упора стяжек изделия в срез дымовой трубы и затем фиксируется на ней 3-мя болтами М6…10 ( в зависимости от размеров устройства). При затяжке болтов необходимо соблюдать осторожность с целью недопущения повреждений и деформации дымовых (вентиляционных) труб. Как правило данный метод крепления используется при установке на металлические трубы. При монтаже флюгера-дефлектора на асбоцементные (неметаллические) трубы необходимо проявлять особую осторожность, учитывая прочностные свойства данных труб.

Изготовителем допускается изменение конструкции крепления устройства к неметаллическим трубам (н-р, использование хомутов).

После установки флюгера-дефлектора проверяется вертикальность установки устройства и свобода вращения корпуса с флюгером.

Инструкция для дефлектора

МЕСТО УСТАНОВКИ. Флюгер-дефлектор крепится на вытяжной шахте системы естественной вентиляции (дымоходной трубе) сверху. Под воздействием ветра, вращающийся корпус флюгера-дефлектора, принимает положение вдоль направления ветра, тем самым поток ветра проходит через лепестки флюгера-дефлектора, увеличивая свою скорость, а давление уменьшается, т.е. создается глубокое разрежение, обеспечивающее более усиленную и постоянную тягу из дымовой трубы. В результате происходит дополнительное отсасывание отработанного газа из дымовой трубы.

Дефлектор на дымоход для усиления тяги

Для полноценного функционирования любой печи, котла нужна хорошая тяга. Очень часто из-за ветра, атмосферных осадков и мусора, дымоход забивается и, соответственно, тяга ухудшается. Но решение такой проблемы есть — достаточно установить дефлектор . О том, что такое и для чего нужен дефлектор для дымохода, мы расскажем в этой статье.

Дефлектор для дымохода

Устройство и принцип действия

Дефлектор — аэродинамическое устройство, которое монтируется сверху над вентиляционным каналом, дымоходом. Его роль заключается в усилении тяги.

Стандартный дефлектор для дымохода состоит из цилиндра, диффузора, защитного колпака. Также устройство снабжается кольцевыми отбоями, находящимися внизу, вокруг диффузора.

В основе функционирования данного прибора лежит закон Бернулли. Суть его заключается в том, что чем с большей скоростью движется воздушный поток при изменении поперечного сечения канала, тем ниже статическое давление в этом сечении.

Таким образом, установленный сверху дымовой трубы дефлектор, является преградой для воздуха. В момент, когда ветер соприкасается со стенками цилиндра, он лишается своей силы и распадается на большое количество маленьких воздушных потоков, мощность которых очень низкая. Некоторые из них движутся по корпусу и смешиваются с дымом, который выводится из трубы. Благодаря такому процессу, тяга в дымоходном канале становится больше. Еще одна важная функция дефлектора состоит в том, что он не позволяет попадать в канал мусору, снегу, дождю.

Разновидности

Многие пользователи постоянно задаются вопросом: какой дефлектор лучше на дымоход? Чтобы ответить на этот вопрос нужно изучить существующие модели и исходя из их характеристик подобрать наиболее оптимальный вариант.

Сегодня существует несколько разновидностей дефлекторов , которые обрели популярность благодаря своей практичности и надежности.

Тарельчатый Astato. Данный дефлектор — открытый, но при этом он очень эффективен. Главная его отличительная особенность заключается в том, что он способен обеспечить хорошую тягу, вне зависимости от того, в каком направлении дует ветер. Материал изготовления — оцинкованная/нержавеющая сталь.

Дефлектор для дымохода тарельчатый Astato

Дефлектор ЦАГИ. Данная модель признана одной из самых популярных и востребованных. Она выполнена в форме цилиндра. В качестве материала изготовления выступает нержавеющая или оцинкованная сталь. Тип соединения — фланцевый.

Круглый Волпер. По конструктивным особенностям эта модель напоминает предыдущую. Главной отличительной особенностью является верхняя часть устройства. Обычно изготавливают такие дефлекторы из нержавейки или меди. Чаще всего их приобретают для монтажа на дымоход бани.

Дефлектор Григоровича. Этот вид является более современным и усовершенствованным вариантом исполнения ЦАГИ. Он устанавливается в местах, где ветра в основном не очень сильные.

Н-образный. Данная модель отличается высокой прочностью и надежностью, независимо от направления движения ветра — эффективна. Выполняется Н-образный дефлектор из нержавеющей стали. Соединение осуществляется посредством врезки на патрубке устройства.

Дефлектор-флюгер. Представляет собой вращающийся корпус, сверху которого расположен флюгер. Выполняется из нержавейки или углеродистой стали.

Виды дефлекторов для дымохода

В основном дефлекторы для дымохода различаются по форме и составляющим элементам. Как видно из примеров, изготавливаются изделия обычно из нержавейки и оцинкованной стали. Модели бывают круглыми, квадратными, в виде цилиндра открытого и закрытого типа. Также разной бывает и «верхушка» устройства. В одних она имеет форму зонта, в других крышка может быть двухскатной или вальмовой, а в третьих и вовсе она плоская или с декоративными фигурными элементами.

Диаметр дефлектора на трубу дымохода может составлять 100-500 мм, ширина диффузора варьируется в пределе от 240 до 1000 мм, высота устройства 140-600 мм.

С дымоходом дефлектор соединяется при помощи кронштейнов , болтов и уплотнительной ленты. Изготавливается из стали, толщина которой составляет 0,5-1 мм. Также можно установить искрогаситель. Обычно оборудование оснащают такой детали, в случае риска возможного возгорания кровли.

Расчет дефлектора для дымохода

Хотите изготовить дефлектор на дымоход своими руками? Тогда первое, что необходимо сделать — это произвести расчет и сделать чертеж, где будут четко указаны все размеры.

За основу расчет надо взять внутренний диаметр дымоходной трубы (d) и используя специальную таблицу надо выбрать высоту дефлектора (H) и ширину диффузора (D).

Дефлектор на дымоход: зачем и когда нужен, виды, выбор, самодельные варианты

Если присмотреться к дымовым и вентиляционным трубам жилых домов, то разнообразие дымников на них (дефлекторов, флюгарок) поражает. Но главная задача дефлектора не украсить дымоход, а увеличить и стабилизировать тягу в зависимости от погоды, а тем самым улучшить КПД отопительного прибора и уменьшить расходы на отопление. Дефлектор на вентиляционной трубе может обеспечить энергонезависимую (и бесплатную) приточно-вытяжную вентиляцию, см. далее. Но вместе с тем противников установки дефлекторов на трубы жилых домов тоже хватает, и доводы в свою пользу они приводят веские. Цель настоящей статьи – помочь читателю разобраться, в каких случаях имеет смысл ставить дефлектор на дымоход или вентиляцию, как тогда выбрать подходящий или сделать его самому.

Дефлекторы на дымовых трубах жилых домов

Самый главный вопрос

Прежде чем подбирать или делать дефлектор на трубу, нужно решить – а нужен ли он вообще? Дефлектор может обмерзнуть, затянуться сажей или нагаром (закоксоваться), засорить палыми листьями, несомым ветром мусором или пылью. В любом из таких случаев, если дефлектор на дымовой трубе, обитатели дома рискуют угореть. КПД печи или котла дефлектор увеличивает ненамного, зато требует регулярного осмотра и чистки. Не реже раза в 3 месяца для печей на твердом топливе и не реже раза в полгода для печей и котлов на газе, жидком топливе или пиролизных. Подробнее об опасностях, которые может повлечь за собой установка на трубу неподходящего дефлектора, см. видео:

Видео: чем опасны дефлекторы, зонтики и флюгеры на дымоходе?

Поэтому, если у вас старая дровяная или угольная печка, но тяга неважная и ветер в трубу задувает, вместо сложного дефлектора лучше поставить простой дымник, напр. зонтик или шатер. А в прочих случаях надо хорошенько разобраться, какой именно дефлектор нужен для данной конкретной печи/котла с данным конкретным дымоходом. Важно также не перепутать дымовой дефлектор с вентиляционным – мелкие торговцы и авторы некоторых популярных публикаций разницы между ними не видят или не делают.

Эволюция дефлектора

Deflectio по-латыни значит «отражаю» в смысле «отбрасываю». Не направленно определенным образом, как рефлектор, а лишь бы в сторону. Колпак на трубу дымохода из шкур, больших ракушек и т.п. ставили уже первобытные люди, чтобы избежать задувания ветра в трубу.

О роли дефлектора в создании тяги, ее стабилизации вопреки капризам погоды и способности дефлектора увеличить КПД теплогенерирующих приборов впервые серьезно задумались в ЦАГИ почти 100 лет тому назад по заданию только что вылупившегося советского правительства. До того теплотехники пытались в этих целях усовершенствовать дымовые трубы. Видали на старых фотографиях огромные пузатые, как перевернутая груша, трубы американских паровозов или длинные тонкие, с розеткой наверху, английских?

В ЦАГИ дефлекторами занялся маститый авиаконструктор Д. П. Григорович в творческом содружестве с владевшим в совершенстве математическим аппаратом А. Ф. Вольпертом. Последний также, и даже более, известен работами в области радиотехники (диаграмма Вольперта-Смита и др.). Вместе и порознь Григорович с Вольпертом разработали несколько типов дефлекторов различного назначения, поэтому в специальной литературе описываются разные дефлекторы Григоровича, Вольперта и Вольперта-Григоровича.

Этапы эволюции дымового дефлектора от простого зонтика к дефлектору ЦАГИ

Григорович начал с того, что аэродинамически правильно рассчитал обычный дымник-зонтик, поз. 1 на рис. Это уже существенно улучшило показатели устройства; конус Григоровича – запомните, очень пригодится. Вольперт предложил снабдить дефлектор-зонтик аэродинамической юбкой-диффузором (поз. 2), но дефлектор оставался аэродинамически несовершенным, см. далее. Его дополняли обтекаемым телом вращения вместо колпака и цилиндрическим корпусом-обечайкой. В конце концов, после многократных продувок в аэродинамической трубе, правительственной комиссии был предъявлен дефлектор ЦАГИ (поз. 3), полностью удовлетворявший выданному ТЗ и намного его перекрывавший.

Дефлектор ЦАГИ до сих пор наиболее распространены в мире благодаря своему техническому совершенству. Существуют их модификации для разных целей, см. далее. Но и другие наработки Григоровича с Вольпертом не пропали даром – на их основе разрабатывается большинство моделей современных дымовых дефлекторов. Какой из них для чего более пригоден, об этом мы и поговорим далее.

Типы и схемы

Все разнообразие торговых наименований дымовых дефлекторов укладывается в ограниченное число конструктивных типов и аэродинамических схем. Прежде всего, по взаимодействию с естественной тягой дымохода дефлекторы делятся на:

  • Активные – со встроенным рабочим дымососом. Для обеспечения заданных характеристик дефлектора дымосос должен работать постоянно, пока горит в топке.
  • Активно-пассивные – дымосос маломощный на крайний случай: полное безветрие, буря, избыточно интенсивная топка и т.п. Минимально допустимые технические характеристики дымохода обеспечиваются и при выключенном дымососе.
  • Пассивно-активные – дефлектор создает небольшую собственную тягу энергонезависимым способом.
  • Пассивные – собственная тяга дефлектора отсутствует.

Активные дефлекторы как энергозависимые и не оптимальные для домовых отопительных приборов малой мощности мы далее не рассматриваем. Из активно-пассивных будет рассмотрен один, рассчитанный на маломощный 12 В вентилятор и пригодный для изготовления своими руками.

Аэродинамические схемы дефлекторов дымовых труб

По аэродинамической схеме дефлектор дымовой трубы возможно выполнить след. образом (вверху на рис.):

  1. Аэродинамически несовершенный (неполный) – в занятом дефлектором пространстве имеется «карман» – область заветривания, в которой возможно скопление воздуха, дымовых газов или их смеси;
  2. Аэродинамически полный открытый – ветрового кармана нет, но ветру открыт свободный доступ в рабочее пространство дефлектора;
  3. Аэродинамически совершенный закрытый – ветрового кармана нет, ветер в рабочее пространство свободного доступа не имеет;
  4. Дефлектор-флюгер (см. далее);
  5. Вихревой дефлектор.

Аэродинамически совершенный закрытый дефлектор наиболее сложен конструктивно и технологически, но обладает огромным преимуществом: вследствие нагрева обечайки аэродинамически совершенные закрытые дефлекторы почти все дают собственную энергонезависимую тягу. Это единственный пассивный тип дефлектора, способный увеличить естественную тягу дымохода в полный штиль.

Примечание: аэродинамически совершенный закрытый дефлектор и есть упомянутый выше дефлектор ЦАГИ. Данная аэродинамическая схема изобретена именно в ЦАГИ.

Вихревые дефлекторы легко узнать по «рваной» конструкции с острыми выступами. В их аэродинамике, как и в вихревой аэродинамике вообще, еще много неясного (уравнение Навье-Стокса было решено в общем виде всего 2 года назад). Предсказать поведение вихревого дефлектора при любых внешних условиях с любым дымоходом точно невозможно. Поэтому далее вихревые дефлекторы не рассматриваются. Верить или нет их производителям – это ваше личное дело.

Аэродинамика

Схем тока дымовых газов в дефлекторах в общедоступных источниках достаточно. Но с точки зрения домовладельца и мастера важнее характер взаимодействия дефлектора с естественной тягой дымохода и ветром в след. аспектах:

  • Не ухудшит ли дефлектор исходную тягу?
  • Способен ли дефлектор увеличить исходную тягу в безветрие?
  • Насколько и каким образом дефлектор увеличивает ветровые нагрузки на трубу?
  • Насколько дефлектор данной схемы склонен к обледенению/засорению и удобен для чистки?

Ветер тогда лучше рассматривать не по метеошкале, а по грубой градации силы и динамике поля скоростей:

  1. безветрие;
  2. слабый/средний (умеренный) – до 6 баллов по метеошкале;
  3. сильный – 6-8 баллов;
  4. очень сильный – свыше 8 баллов;
  5. порывистый – ветер любой силы действительно порывистый, или резкий (сильно скошенный верх либо вниз), или взвихренный.

Представление об аэродинамических свойствах пассивных дымовых дефлекторов дает рис. выше.

Простой колпак

Обычный дымник на печную трубу в виде зонтика, если он выполнен в виде конуса Григоровича, не так уж плох:

Дымоход с шатровым дымником-зонтом.

  • С массивным теплоемким дымоходом держит тягу в допустимых для дровяной/угольной печи пределах на ровном ветру силой до жестокого шторма (10 баллов).
  • На любом ветру вплоть до ураганного не создает разрушающих нагрузок на трубу; скорее сам сорвется и улетит.
  • Конструктивно прост.
  • Слабо закоксовывается и засоряется, легко чистится в порядке ежегодного осмотра и обслуживания дымохода.
  • Вследствие несовершенной аэродинамики мало чувствителен к конфигурации зонта. Если дом в заветрии, дымник-зонтик можно сделать шатровым (см. рис. справа), что упрощает работу и дает большие возможности для его дизайна.
  • С 2-3 канальным дымоходом (см. далее) обеспечивает технические показатели (кроме увеличения тяги в безветрие) не хуже, чем аэродинамически совершенный закрытый дефлектор.

Недостатки несовершенного дефлектора-дымника также достаточно серьезны:

  1. В безветрие уменьшает исходную тягу тем сильнее, чем интенсивнее топится печь. Что особенно опасно суровой тихой зимой: печь может захлебнуться и пыхнуть угаром.
  2. На сильном ветру способен создавать избыточную тягу, что резко уменьшает КПД компактных канальных печей (напр., голландских на 2,5-3,5 кирпича) и каминов.
  3. На очень сильном/порывистом ветру не исключено задувание в трубу и появление обратной тяги.

В целом несовершенный дефлектор-зонт это оптимальный дымник на кирпичную трубу правильно построенной и ухоженной домовой печи на твердом топливе, эксплуатируемой в местах, где ураганы и бури крайне редки. Способы сделать дымник-зонтик незадуваемым есть (см. далее), но усложняют его до того, что чаще всего приходится выбирать аэродинамически полный или совершенный дефлектор.

Открытый

Аэродинамически открытый дефлектор не уменьшает исходную тягу и на любом ветру держит ее в пределах, допустимых для печей и котлов на твердом, жидком топливе и газе. Довольно сильно обмерзает, закоксовывается и замусоривается, но легко доступен для чистки. Недостатки его таковы:

  • Обтекаемое тело вращения вместо колпака – технологически сложный узел.
  • Результирующий вектор ветровых нагрузок таков, что аэродинамически открытый дефлектор стремится свернуть трубу, тогда как зонтик – сам с нее слететь.
  • На ветру сильнее 8 баллов боковая нагрузка на трубу резко возрастает и далее растет по степенному закону.
  • Плохо гасит динамическую нагрузку от порывов ветра, поэтому на кирпичную трубу открытый дефлектор ставить нельзя.
  • Непригоден для пиролизных теплогенерирующих приборов: на сильном ветру сразу высасывает пиролизные газы и печь/котел гаснет.
  • Мало пригоден под дизайн: нашлепки и фигурки портят общую аэродинамику. Единственно, где возможно разместить украшения – верхний полюс тела вращения и нижний обрез диффузора (см. далее).

Примечание: в свое время у нас и в США проводились опыты по применению открытых дефлекторов на паровозах, для увеличения КПД на малом ходу. Результат плачевный – на среднем ходу из трубы показывался язык пламени, и ни один не смог разогнаться до конструкционной скорости.

В целом аэродинамически открытый дефлектор пригоден для всех типов отопительных приборов, кроме пиролизных. При условии, что дефлектор осматривается и чистится не реже раза в 2 месяца, а перед каждой топкой тяга проверяется. Очень хорошо подходит для дымоходов с недостаточной тягой и, особенно, для банных печей: случаев угорания в банях из-за открытого дефлектора не отмечено. Правильно истопить баньку дело непростое, и проверка дефлектора заметно его не усложнит.

Примечание: существуют типы открытых дефлекторов, практически не создающих боковых нагрузок на трубу и пригодные для хрупких керамических и стеклянных дымоходов, см. рис. справа. Однако в открытом теле вращения скапливаются пыль, мусор и сажа, что портит аэродинамику устройства, а чистить его трудно. Поэтому производители рекомендуют такие изделия только для газовых котлов в местах с не сильно запыленным воздухом.

Совершенный

Достоинства аэродинамически совершенного закрытого дефлектора частично указаны выше. Кроме того:

  • Аэродинамически совершенный закрытый дефлектор обеспечивает стабильность тяги в любых внешних условиях, достаточную для любых бытовых печей и котлов.
  • Не засоряется и не обмерзает внутри, а наледь и пыль снаружи мало влияют на его работу.
  • С небольшими модификациями пригоден для использования в качестве как дымового, так и вентиляционного энергонезависимого, см. далее.
  • Отлично гасит динамическую нагрузку от порывов ветра и поэтому пригоден для установки на трубы из любых материалов.
  • В одну овальную, треугольную или квадратную обечайку могут сходиться пучком 2-3-4 дымохода.

Недостатки закрытого дефлектора не столь существенны:

  1. Боковое усилие на трубу на ветру до сильного дает большее, чем открытый, но далее с усилением ветра оно растет линейно, т.е. трубу под открытый дефлектор всегда можно усилить или укрепить оттяжками.
  2. Достаточно сложен конструктивно и технологически.
  3. Непригоден под дизайн: любые нашлепки и фигурки портят общую аэродинамику, а раскраска только усиливает утилитарный вид дефлектора.

Технологические хитрости

Неправильная конструкция зонта для дымохода

Первое правило – не делайте дымников наподобие двухскатной крыши или цилиндрового свода (см. рис. справа). Такие годятся по назначению только для передвижных приборов, когда ось зонта возможно произвольно ориентировать по ветру. Или в качестве декоративных на фальшдымоход. Есть такая мода в домах с биокаминами. А в прочих случаях тяга будет гулять по воле стихий вплоть до обратной.

Далее, чтобы сделать дефлектор на дымоход своими руками, нужно освоить некоторые приемы жестяницких работ. Прежде всего – соединение листов в фальц (сгиб), или фальцовку см. рис. ниже. Чаще всего детали дефлекторов соединяются одиночным лежачим фальцем, но для зонтов несовершенных дефлекторов в декоративных целях иногда используется двойной стоячий фальц.

Соединение листов тонкого металла в фальц (фальцовка)

Далее нужно научиться по наружным размерам размечать выкройки деталей дефлектора. Для тех, кто предпочитает учиться наглядно, даем подборку видеоуроков по изготовлению деталей дымовых дефлекторов:

Зонт круглый:

Зонт пирамидальный (шатровый) с вершиной в центре:

Усилитель тяги дымохода своими руками

При работе печи, камина или котла большинство хозяев частных домов и коттеджей отмечают значительное ухудшение процесса горения.

Чаще всего это вызвано изменением параметров тяги. Чтобы улучшить качественные характеристики следует установить усилитель тяги дымохода, который, благодаря простоте конструкции можно сделать самостоятельно.

Причины ухудшения тяги

Для начала требуется определить причину ухудшения тяги. Поэтому в первую очередь проверяется общее состояние дымохода и всех сопутствующих элементов системы.

Делается это очень легко. Сначала полностью отключается вся отопительная система, после чего в дымоходе посредством длинного щупа замеряется количество сажи. Данное значение не должно превышать 2 мм.

Причины недостаточной тяги в дымоходе условно разделяют на 2 группы: внешние факторы и особенности конструкции.

Среди конструктивных особенностей:

  • применение тройников, колен по ходу дымоотводящего канала, обход преград, создающих аэродинамическое сопротивление;
  • неверный монтаж и регулировка заслонки;
  • неверная высота и диаметр дымохода, не соответствующий требованиям производителей отопительных или водонагревательных котлов.

Под внешними факторами подразумевают:

  • размещение выхода тяги ниже конька кровли, что при определенных условиях может привести к тяговому «опрокидыванию»;
  • наличие поблизости от дымохода крупногабаритных объектов, образующих область повышенного давления или же наоборот разряжения;
  • преобладание в регионе ветров большой силы или наоборот штиля,

Все это может оказывать значительное влияние на силу тяги и создавать дополнительное сопротивление, тем самым снижая ее уровень. Во избежание этого, необходимо обязательно предпринять определенные шаги для усиления или стабилизации тяги, чтобы печь или котел работал более эффективно.

Способы и устройства

Для нормального функционирования дымохода восходящий поток должен иметь давление порядка 10-20 Па. Чтобы определить уровень тяги используют анемометры, и уже основываясь на их показаниях и результатах прогорания топлива, принимается решение – увеличивать или уменьшать тягу.

Есть различные варианты того, как привести тягу в соответствие с нормами:

  1. удлинение дымохода;
  2. использование специальных приспособлений;
  3. задействование электрических дымососов;
  4. тяговые стабилизаторы.

Удлинение дымохода

Наиболее простой способ для устранения заниженной тяги – это удлинить трубу дымохода. Благодаря увеличению разницы между уровнями дымоходного выхода и котла повышается и разница давлений восходящего потока. Для дымоотводящей трубы наиболее подходящей является высота 5-6 метров при соблюдении минимального расстояния между вертикальным отрезком дымохода и печью или котлом, и отсутствии всевозможных колен, сужений и отклонений шахт.

При наличии высокой кровли или нахождении поблизости дома крупногабаритных объектов, значительно ухудшающих тягу, этот способ дает возможность добиться наилучшего результата. Тем не менее, при очень высоком дымоходе уровень тяги может сильно превысить необходимое значение, в результате чего основная масса тепла будет выделяться в окружающую среду, а не расходоваться на обогрев помещений. Для недопущения подобной ситуации используются специальные заслонки, посредством которых снижают объем отводимого газа.

Дефлекторы

Дефлектор – это устройство, позволяющее оптимизировать воздушные потоки для усиления тяги в дымоотводящей или воздуховодной трубе. Дефлектор переводиться как направляющее устройство, отражатель. Название в принципе полностью описывает его назначение и функциональность.

Чем проще конструкция, тем больше эффективность, поскольку потоки, отраженные от крыши и боковой ветер, повышают тяговую силу и подсасывают дым из трубы. Дефлектор, даже при шквальном ветре, исключает опрокидывание тяги, однако в штиль он неэффективен. Модель усилителя тяги дымохода следует подбирать не только по размеру дымовыводящего канала, но и по предполагаемой ветровой нагрузке.

При наличии желания, листа оцинкованного железа, минимального набора инструментов, подручных материалов и даже незначительных навыков работы с металлом можно сделать такое устройство самостоятельно.

Для изготовления устройства понадобятся:

  1. угольник;
  2. рулетка;
  3. ножницы по металлу или болгарка;
  4. деревянный молоток;
  5. заклепочник;
  6. ручная электродрель;
  7. набор сверл;
  8. сверлоконечные саморезы с прессшайбой 15 мм;
  9. жесть или оцинковка 0,3-0,5 мм;
  10. подручный материал для креплений.

После проведения расчетов и нанесения на металл контуров деталей выполняем следующее:

  1. вырезать все необходимые детали;
  2. свернуть корпус насадки и скрепить края с помощью саморезов или заклепок;
  3. собрать и соединить между собой оба конуса устройства;
  4. перед сборкой зонтика нужно установить в нижнем конусе шпильки для крепления его к общему корпусу, а если монтаж будет выполняться на лапках, то их можно зафиксировать снаружи на заклепках.

Стоит помнить, что все соединения усилителя тяги в дымоходе должны быть прочными, поскольку он может подвергаться воздействию сильного ветра. На видео полностью показан процесс создания дефлектора своими руками.

Такие усилители тяги дымохода не только хорошо переносят дымовые газы и высокие температуры, но и обладают коррозийной устойчивостью и долговечностью.

Флюгер

Флюгер является еще одним усилителем тяги с довольно простой конструкцией без удлинения дымовыводящей трубы, и также зависящим от силы ветра. Тем не менее, это устройство в отличие от описанного выше, практически не создает сопротивления в штиль. На оголовке устанавливается крыло небольшого размера, которое защищает край дымохода от ветра лишь с одного края.

Благодаря вспомогательной лопасти, и ее размещению напротив места фиксации флюгера на дымоходе, устройство все время закрывает устье от воздушных потоков, которые обтекая его, создают на выходе разряжение, там самым значительно повышая тягу. Производители советуют использовать такие устройства для дымоходов дровяных каминов при недостаточной или нестабильной тяге, в случае сильных ветров или при образовании воздушных вихрей над дымовыводящим каналом, вследствие неблагоприятного расположения трубы.

Ротационные турбины

Ротационные турбины – это механическое устройство, которое для усиления тяги в дымоходе задействует ветровую энергию. Турбинная насадка, независимо от направленности ветра все время вращается в одну сторону, создавая при этом над дымовым каналом разрежение, что способствует увеличению тяги.

Конструкция такого усилителя тяги позволяет предохранить дымоход от попадания в него мусора, листьев, осадков и прочего. Особенностью турбины является то, что в штилевую погоду она не работает, в неотопительный сезон выполняется отвод воздуха из дымового канала, а при наличии ветра создается высокая разреженность и увеличение тяги.

Не рекомендовано устанавливать подобные усилители тяги на дымоходах печей, работающих на угле и дровяных каминов. Стоит учесть, что температура дымовых газов должна быть не более 150-250˚C.Такое устройство эффективно для систем естественной вентиляции и дымовыводящих труб отопительных котлов, работающих на газовом топливе.

Дымососы электрические

В некоторых случаях, например при использовании дровяных печей или каминов, допустима установка специальных электрических дымососов. Эти устройства рассчитаны для применения в условиях повышенных температур, наличия золы, конденсата и прочих продуктов горения. Тем не менее, категорически запрещено монтировать их на дымовыводящие трубы твердотопливных котлов, в которых температура газов может достигать 650-800˚C.

Подобные устройства позволяют полностью автоматизировать работу дымоходного канала. Датчики силы потока и температуры регулируют интенсивность вращения электропривода, постоянно поддерживая, таким образом, в системе оптимальную тягу.

Выбор способа увеличить тягу зависит непосредственно от конструктивных особенностей дымовыводящего канала. Использование всех вышеперечисленных устройств для усиления тяги в дымоходе актуально лишь при определенных условиях, а именно: преобладание безветренной погоды в регионе или же невозможность устройства дымоотводящей трубы требуемой длины.

Читайте также: