Как залить фундамент под гараж своими руками -

Как залить фундамент под гараж своими руками

Содержание страницы



Качественное строительство фундамента под гараж по всем правилам своими руками

Фундамент — основополагающая часть любого здания. Он выполняет главную несущую функцию всей конструкции. Последовательное выполнение этапов работы, соответствие типа фундамента тектоническим условиям и подбор высокопрочных материалов позволит установить крепкий, качественный фундамент, который долгое время не будет нуждаться в ремонте.

Создание чертежа проекта

Сопоставьте все параметры будущего гаража. Проанализируйте целесообразность всех материалов для выстраивания, веса и форм стен, ворот, крыши. Подробный разбор и чёткий план необходимы для беспроблемного выбора подходящего по типу, глубине, ширине и материалу оптимального для запланированного гаража фундамента.

Для определения длины, ширины и материала фундамента пользуются двумя важнейшими характеристиками грунта:

  1. Определяется тип грунта;
  2. Вымеряется уровень грунтовых вод.

Влияние типа грунта на фундамент

Пылевые и мелкие песчаные грунты, суглинки и супеси относятся к типу слабых грунтов. Они могут раздвигаться, менять положение под влиянием тяжёлых нагрузок от вышестоящих объектов. Песок, состоящий преимущественно из пылевых иди мелких частиц, мелкие или порошковые суглинки и супеси нуждаются в дополнительном уплотнении. Уплотнять грунт нужно в уже вырытом котловане или траншее.

Для уплотнения песчаных пород используются виброплиты, они понижают слой грунта на 0,5 м, при необходимости пользуются тяжёлыми самоходными плитами, которые уплотняют грунт на 1м. Суглинки, супеси и другие слабые грунты уплотняют посредством трамбования. В зависимости от ширины и необходимого размера усадки при трамбовании грунта, процесс производится с помощью гладких или кулачковых катков, пневматических или дизельных трамбовок. Большинство слабых грунтов (кроме тиксотропных) не задерживают влагу, поэтому, после их утрамбовки, возможно возведение любого типа фундамента.

Средний и гравелистый песчаный грунты способны выдержать даже очень массивный фундамент и всю конструкцию здания. Они не нуждаются в уплотнении. Пригодны для постройки любого фундамента.

Обломочные и скальные грунты — самые прочные грунты. Они не склонны к смещению, не размываются, не подвержены морозному пучению. Способны выдержать огромный вес здания, благодаря лучшей, среди других грунтов, несущей способности.

Глиняные грунты — самые проблемные для постройки здания. Их главным недостатком является пучинистость. Влага, попадающая в грунт, не протекает свободно вглубь, а имеет свойство скапливаться в её слоях. Наступает холодное время года и, содержащаяся вода в грунте, замерзает. Согласно физическим свойствам, превратившаяся в лёд вода, расширяется. Почва увеличивается в объёме и давит на фундамент. Силы, оказывающие давление на фундамент, достаточно велики. Касательная сила пучения может достигать 5 тон на метр кубический.

Чтобы ограничить давление почвы на фундамент, можно заложить его ниже глубины промерзания. Силы пучения не будут давить на основания фундамента, но всё также окажут влияние на его стороны.

Можно не допустить замерзания грунта возле фундамента с помощью его утепления. Без образования льда грунт не расширится и не окажет давления на фундамент.

При необходимости можно применить достаточно дорогой способ — отвод воды. Дренажную систему располагают параллельно всем сторонам фундамента. Примерно в радиусе полметра роют дренажную канаву той же глубины, что и фундамент. Перфорированную трубу оборачивают фильтрующей тканью и под небольшим углом опускают на дно канавы.

А здесь статья про строительство гаража из шлакоблока.

От чего ещё зависит глубина и ширина фундамента?

Большинство гаражей строятся достаточно небольшими. Если в конструкции нет второго этажа, ширина не требует дополнительного укрепления фундамента. Удлинение или расширение фундамента, по сравнению с классической нормой (40х60 см), необходимо при значительно расширенной конструкции. Показатели варьируются в зависимости от материалов, которые используются для кладки стен и покрытия крыши.

Углубления фундамента до полуметра будет достаточно, если стены будут возводиться из сэндвич панелей, профнастила, металлопрофиля. Газоблоки, пеноблоки, брус, хоть и относительно лёгкие материалы, но имеют различную ширину. Если их ширина больше, чем маштабы фундамента, его необходимо рассширить. Использование кирпичной кладки, шлакоблока, бетонных и железобетонных плит обязывает сделать длину фундамента не менее 1 м, в среднем 1,5 м, а ширину, при необходимости, увеличить, делая её немного большей ширины стен.

Устройство

Сразу отмечаем, будет ли сооружена смотровая яма. Её постройка возможна при уровне подземных вод до 2,5 м. При более высоком уровне подземных вод, необходимо будет установить дренажную систему или вовсе отказаться от этой затеи. Когда вы ознакомились с уровнем подземных вод на выбранном участке, он оказался удовлетворительным, нужно высчитать размеры смотровой ямы и обозначить их на месте закладки фундамента. Не стоит пытаться рыть смотровую яму или погреб, которые во время паводка будут либо затоплены, либо сильно увлажнены водой. От постоянного испарения воды металлические детали машины быстро подвергнутся коррозии.

Идеальный для создания смотровой ямы гараж имеет площадь, хотя бы в два раза большую, чем необходимая территория для расположения одного автомобиля. Большой фундамент в гараже со смотровой ямой гарантирует надёжность несущих качеств конструкции. Для как можно большей сохранности автомобиля, не стоит всё время держать его над смотровой ямой. В гараже должно быть место, куда можно поставить автомобиль не на время ремонта. Такая возможность ограничит попадание на внутреннюю часть автомобиля чрезмерного количества влаги.

А в этой статье рассказывается, как отремонтировать крышу гаража.

Установка опалубки

После вырывания траншеи или котлована нужной глубины, по периметру всего будущего фундамента устанавливаются деревянные или металлические щиты, по высоте равные размеру фундамента.

Следите за строго горизонтальным размещением щитов опалубки. Для надёжности рекомендуется закрепить опалубку. Нужно параллельно просверлить дыры, каждую по середине щита опалубки, с примерным шагом 40-50 см. Потребуется труба ПВХ и два защитных конуса, которые нужно вставить по обеим её концам. Нужно приставить трубу к опалубке так, чтобы конусы покрывали просверленные дыры. Далее сквозь дыры продевается стяжной винт.

Видео строительства фундамента под гараж.

Армирование фундамента под гараж

Когда опалубка будет готова, сразу же приступаем к армированию будущего фундамента. Если вы собирались проложить грунт каким либо материалом, нужно сделать это перед укладкой арматуры. Распространено закладывание песчаной подушки примерно на 20 см в высоту.

Арматурные стержни и сетки поставляются к месту работы, укладываются в котлован или траншею и переплетаются, закрепляясь с помощью специальной проволоки. Проволока вяжется арматурными кусачками. Распространён метод приваривания каждого отдельного стержня к уже скреплённой арматуре.

Гидроизоляция смотровой ямы

Для укрепления основного фундамента использовали армирование, а на дне смотровой ямы нужно провести гидроизоляцию. Грунт необходимо засыпать сначала слоем песка, затем слоем щебня для капиллярной гидроизоляции. Щебень обрабатывается рулонным или обмазочным битумом. Эта изоляция недорогая, но можно использовать ещё более экономный способ: покрытие рубероидом или рубемастом. У этого способа есть один недостаток: его необходимо менять каждые 15-20 лет.

Как залить фундамент под гараж

Как залить фундамент для гаража? Когда опалубка и арматурный каркас уже готовы, можно заливать фундамент железобетоном. Бетонную смесь заливают по слоям. В зависимости от высоты фундамента, высчитывается количество слоёв заливки.

Фундамент своими руками

Для создания фундамента для гаража своими руками, необходимо придерживаться чёткого плана. Процесс застройки фундамента будет лёгким, понятным, а главное, не повлечёт дополнительных трат и позволит довольствоваться результатом, а не подсчитывать убытки от неправильного расчёта параметров конструкции и соответствия её местонахождению.

  1. Проанализируйте свойства грунта.
  2. Проведите все необходимые работы по нивелированию его негативных качеств, способных воздействовать на фундамент для гаража.
  3. Составьте план всех параметров гаража с учётом ширины смотровой ямы и дополнительного помещения для хранения инструментов.
  4. Выройте траншею или котлован для фундамента.
  5. Поставьте опалубку и закрепите арматуру.
  6. Проведите гидроизоляцию в подпольном помещении.
  7. Приготовьте железобетон, залейте фундамент и дождитесь его полного высыхания.

Предлагаем к вашему просмотру видео о том, как сделать фундамент для гаража.

А тут статья про плитный фундамент для гаража.

В этом разделе нашего сайта http://ru-house.net/postrojki/garazh/ все самое важное и нужное для строительства гаража.

Стоимость

Сколько примерно придётся потратить?

Цена на исследование почвы под строительство в лаборатории — 7-9 тыс. руб.

Выкапывание траншеи или котлована под фундамент — от 600 руб. за метр кубический.

Битумная гидроизоляция — 35 руб./кг

Доска для опалубки — 200 руб. 1 погонный метр доски

Арматура 10 — 27100 руб. за тонну; арматура 12 — 25900 руб. за тонну; арматура 16 — 25700 руб. за тонну.

Для формирования железобетонной смеси: песок — от 150 руб. мешок; цемент — от 200 руб. мешок; щебень — от 180 руб. мешок.

Как самостоятельно возвести основание под гараж

Возведение основания любой конструкции с заглубленной частью обходится достаточно дорого. В частном секторе с целью снижения расходов строительство бокса для личного авто ведется, как правило, своими силами, в 1 этаж, а в качестве материала для стен приобретаются блоки из ячеистых бетонов. Это позволяет несколько упростить технологию, снизить нагрузку на фундамент и завершить работы в короткие сроки.

Все, что указано далее, следует рассматривать лишь как некий ориентир. Изложенная пошаговая инструкция, как построить фундамент, является обобщенной рекомендацией по ведению работ по той причине, что в одной статье не получится учесть специфику конкретного участка (характеристики почвы, насыщенность ее влагой, ставится гараж на склоне или на ровном сегменте местности и тому подобное). Немаловажно и то, каковы планы и задумки автолюбителя – нужен ли ему подвал (смотровая яма), есть желание и возможности по проведению дополнительных мероприятий (например, дренированию территории) или нет.

Разновидности оснований

Его еще именуют плавающим. Данный тип фундамента для гаража считается самым надежным, так как нагрузка распределяется по всей площади основания равномерно. Однако, даже с учетом небольшой глубины заложения, затраты на монтаж весьма значительные. Плюс к этому – сложность расчетов. Такой фундамент используется крайне редко, в случаях, если гараж возводится на проблемных грунтах – болотистая местность, высокий уровень почвенных вод, сильное пучение грунта.

2. Столбчатый (свайный).

Разница лишь в том, что в первом случае, при выполнении всех операций самостоятельно, в качестве опор используются металлические или асбестоцементные трубы, которые ставятся по любой выбранной схеме, но на достаточную глубину. При монтаже фундамента из свай понадобится как минимум 1 помощник, хотя технология работ несколько проще. Сделать такое основание можно за день, и ждать отвердевания раствора не придется. К возведению стен, например, гаража из пеноблоков приступают сразу же. Здесь многое зависит от степени возвышения опорной рамы над грунтом, а также из чего и как делается ростверк.

Данный тип фундамента под гараж является самым распространенным. Лента монтируется монолитной или сборной, из отдельных блоков. Кроме того, она отличается и глубиной заложения. Какую схему выбрать для фундамента под гараж своими руками?

Существенный недостаток блочной конструкции – усложненная технология монтажа. Во-первых, придется правильно сделать обвязку, во-вторых, качественное армирование. И главное – какой самому выбрать подходящий искусственный камень? Ведь ни одна инструкция не может учесть всех нюансов. К примеру, распространенная ошибка – при строительстве гаража из шлакоблоков они же используются и для фундамента. Легкие бетоны, несмотря на прочность, характеризуются некоторой хрупкостью, и даже небольшие подвижки грунта могут повлечь разрушение материала.

Заливное основание в качестве фундамента гаража – более приемлемое. С учетом небольшого веса оптимальная схема – мелкозаглубленная лента. Для гаража из пеноблоков или другого легкого строения большего и не нужно. Технология возведения своими руками настолько простая, что с этой работой справится даже человек, не имеющий практических навыков. Достаточно лишь изучить соответствующие инструкции и руководства на тематических сайтах и учесть рекомендации.

Данное инженерное решение подходит и для случаев, когда предполагается возведение гаража с небольшим уклоном. Те, кто старается все сделать только своими руками, такое основание предпочитают любому другому. Вот на нем и остановимся.

Как правильно залить основание?

Предполагается, что план гаража составлен, определены глубина и ширина траншеи, произведена зачистка территории, ее планировка и разметка. Объем и очередность этих мероприятий несложно определить самому.

1. Земляные работы.

Во многих инструкциях даются такие рекомендации по глубине заливки ленты – примерно на 40–50 см. Но это без учета «подушки», толщина которой после уплотнения сыпучих материалов должна быть не менее 20 см. Следовательно, глубина траншеи под фундамент – 65 (±5) см. Что касается ширины, то она выбирается произвольно. Прежде чем залить раствор, придется монтировать опалубку. Необходимо ориентироваться на габариты приобретенных блоков и учесть, что ширина ленты основания должна быть несколько больше аналогичного параметра камней (примерно по 10 см с каждой из сторон кладки). Плюс – свободное пространство, так как щиты каркаса придется укреплять распорками.

В случае недостаточно плотного грунта площадь опоры фундамента на почву искусственно повышается. Своими руками, к примеру, это делается так. Ширина траншеи берется несколько большей, и предварительно монтируется стяжка. А на нее уже и ставится опалубка. Но при этом придется глубину основания фундамента увеличить на толщину бетонной заливки.

Сделать ее просто. Дно траншеи максимально уплотняется. Если есть возможность, желательно подсыпать глину и также утрамбовать. Следом – песок крупнозернистый с расчетом, чтобы после уплотнения его слой был не меньше 100 мм. На него насыпается щебенка мелких фракций на такой же уровень. Такая «подушка» для фундамента является своеобразным амортизатором, компенсирующим подвижки грунта.

Такая форма для раствора монтируется по-разному. Щиты сколачиваются из досок, ДСП, ФСФ. Вариантов много. Высота опалубки делается чуть большей, чем глубина заливки фундамента. Для основания, которое решено возвести из блоков, лучше ставить каркас несъемного типа, из Пеноплекса. Можно купить готовые формы или собрать опалубку из отдельных плит.

В любом случае изнутри конструкцию следует выложить пленкой п/э (толстой). Даже если опалубка смонтирована плотно, без щелей, то влага будет впитываться в древесину. Как результат – неравномерность структуры бетона и снижение прочности основания гаража.

Усиливающий каркас для бетона сделать несложно, но есть ряд нюансов.

  • Соответствующие параметры должны быть меньшими, чем ширина и глубина заливки фундамента. Арматура не должна находиться относительно среза ленты менее чем в 50 мм. Если камень раскрошится, то коррозии металла не избежать. Следовательно, конструкция искусственно приподнимается на 5 см. Для этого в продаже есть специальные пластиковые стаканы.
  • Вязку лучше делать вручную, а не сваркой.
  • Необходимо правильно выбрать размер ячеек. Каркас должен одновременно обеспечивать и прочность основания, и удобство работы с раствором.

Нужно брать только металлическую арматуру. Композитный пруток намного дешевле, но его применение имеет ряд ограничений. Для усиления ленты фундамента под гараж (равно как и любой другой основы) пластик явно не подходит, что бы ни утверждали производители и продавцы.

5. Загрузка бетона.

Производится равномерно, по всей длине опалубки.

1. Работу нужно спланировать так, чтобы закончить ее в один день, не откладывая на завтра. С учетом глубины и ширины заливки, это сделать нетрудно.

2. В качестве наполнителя для бетонной смеси следует использовать мелкофракционную щебенку. Раствор после заливки придется утрамбовывать, выгоняя из него воздух и излишки воды. Лента под гараж большими параметрами не отличается, а бетон с крупным наполнителем самостоятельно уплотнить, да еще вручную и качественно, довольно проблематично.

3. Если начало возведения гаража совпало с холодным временем, не следует принудительно осушать ленту – раствор должен крепнуть естественным путем. Только тогда фундамент наберет расчетную прочность.

Ленточный фундамент под гараж своими руками

Фундамент для гаража своими руками не так и сложно сделать. Для начала надо будет просто определиться с почвой, от нее много зависит.
После этого с весом всей конструкции. Если вы будете делать второй этаж, тогда затраты на строительство будут выше.
Фундамент своими руками под каркасный гараж делается точно так же, как и под любой другой, важен вес и почва. И только после этого стоит уже думать, как своими руками сделать фундамент для гаража.
Вся работа будет делаться в несколько этапов, сегодня мы расскажем, как сделать фундамент своими руками под гараж ленточный. Он наиболее часто применяется в нашей жизни.

Делаем фундамент под гараж

Перед началом выполнения работы надо прежде всего решить организационные вопросы и только после этого думать, как сделать фундамент для гаража своими руками.Как и любая стройка, сооружение гаража требует тщательного выбора места под него.
Участок земли под него должен быть свободен от других построек и надлежащим образом оформлен.

  • Выбрав место, следует выявить особенности почвы, для чего, желательно с привлечением специалиста оценить тип и состояние грунта. От этого зависит глубина фундамента и соответственно затраты материалов и труда на него.
  • Кроме того, в определенных случаях может потребоваться выполнять дополнительные работы. Например, делать дренаж или укрепление грунта.
    В любом случае глубина траншеи под фундамент не должна быть менее метра, а ширина не меньше.
  • Затем составляется чертеж проект будущего гаража. Это нужно не только для расчета количества материалов для его строительства.
    Надо будет предусмотреть места подвода электричества, установки водостоков, зоны открывания ворот и пр. А главное, точно выбрать место расположения гаража и в соответствии с ним определиться с геометрией траншеи под фундамент. Все это предварительно фиксируется в чертежах.

Какой фундамент лучше

Видов фундаментов много, но, собираясь строить гараж своими силами, надо выбрать тот, что не связан с тяжелой техникой и наймом большого числа рабочих. Самый удобный в таком случае – ленточный фундамент из монолитного железобетона.

Внимание: Этот вариант считается предпочтительным для гаража, где предполагается смотровая яма или подвал.

  • Он целесообразен в сухих непучинистых грунтах. Если грунты глубоко промерзают, то большой объём выемки грунта сделает такой фундамент дорогим удовольствием.
  • В то же время такой фундамент достаточно прост в исполнении.Разновидностью такого фундамента может стать бутобетонный фундамент.
    Ведь природный камень (бут) обеспечит такому фундаменту завидную долговечность. Но для его строительства нужен опытный каменщик.
  • Суть сооружения ленточного фундамента из бута элементарна. Сначала камни укладываются одним слоем в траншею.
  • Затем скрепляющим раствором заполняются все швы между ними.
  • После этого укладывается следующий слой и так далее до поднятия цоколя фундамента на проектную высоту.

Основные подготовительные работы перед выемкой грунта

Прежде чем приступать к выемке грунта под фундамент следует выяснить, на какую глубину этот грунт промерзает. Этим определяется глубина основания фундамента(см.Глубина фундамента под гараж: правильно выбираем).
Сначала делается подготовка и потом думаем, как сделать своими руками фундамент для гаража:

  • Для каждого региона она различна, и необходимую информацию не сложно найти в Интернете. Например, грунт может промерзать на 80-90 см. Увеличивая этот показатель на одну пятую, получаем, что основание фундамента должно находиться
  • В 100-110 см от поверхности земли. Если грунтовые воды высоко, можно сделать такое основание на глубине 80 см. При таком не очень заглубленном фундаменте его следует делать с расширенным основанием и суженым относительно него цоколем.

Разметка и рытье траншеи под фундамент

Затем, основываясь на схеме участка и проекте гаража, следует сделать горизонтальную разметку фундамента.

  • Для этого на поверхность участка надо перенести размеры основания фундамента с учетом требований строительных, противопожарных и санитарных нормами.
  • Оси фундамента можно разбить при помощи специалиста с теодолитом. А можно просто с помощью разметочных столбиков и шнура. Обозначаем размеры фундамента разметочными столбиками. Они забиваются на ширину траншей под фундамент.

Внимание: После этого необходимо измерить диагонали и стороны будущих траншей. Иначе при проведении монтажа плит могут возникнуть не соосности в укладке плит.

  • Если они соответствуют проекту, между столбиками натянуть тонкий шнур. В натянутом виде он будет границей земляных работ, и соответствовать запланированным размерам фундамента.
    На поверхности грунта эту границу лучше выделить известью, насыпая ее прямо на шнур, когда нет ветра. В результате ширина фундамента получится порядка 60 см.
  • Следующий этап — установить глубину траншеи. Также нужно выставить нулевую точку, от которой будет рассчитываться глубина вынимаемого грунта.
    Она в дальнейшем должна совпасть с уровнем поверхности грунта на участке сооружения гаража. Такую точку лучше выбрать таким образом, чтобы она сантиметров на десять была выше самой высокой точки граничащей с участком гаража дороги.
  • А дальше можно приступать к работе. Можно копать самому вручную и бесплатно. Если есть лишние деньги, можно заказать маленький экскаватор с небольшим ковшом. Он быстро и за плату выполнит работу, на которую вы можете затратить полдня.
  • Выкопав часть траншеи, отталкиваясь от нулевой точки, вывести глубину траншеи. Затем, по мере выемки грунта с помощью простого строительного уровня выводить горизонт основания фундамента.
    Время от времени проверять правильность расчетов. В принципе это не сложно с учетом того, что траншея под фундамент выкапывается последовательно по периметру.
  • Вынимаемый грунт следует расходовать рационально. Лучше его сразу равномерно распределять на площади внутренней части гаража. Время от времени поливать водой и утрамбовывать.

Подготовка к заливке и армирование фундамента

Готовясь к этим работам, следует запастись несколькими рулонами рубероида, ножом, рулеткой. Позже понадобятся компоненты бетонной смеси, а также арматура, вязальная проволока и бетономешалка.
Необходимы также в нужном количестве гильзы или пластиковые трубы для подвода предусмотренных проектом гаража коммуникаций.
Количество и марки расходных материалов следует предварительно рассчитать. От этого будет зависеть и цена строительства.
Итак:

  • Обычно траншея для ленточного бетонного фундамента заполняется сначала песком, который необходимо утрамбовать, после – щебенкой или гравием. При этом каждый слой должен быть толщиной 15-20сантиметров.
  • Если в выкопанных под фундамент траншеях грунт однородный и плотный, можно не заниматься подсыпкой подушки под основание фундамента. Поэтому следует из рубероида выложить подобие опалубки, чтобы при заливке фундамента(см.Как залить фундамент под гараж: делаем правильно) цемент не попадал в грунт.
    Для этого куски рубероида выкладываются на дно траншеи, а его верхние части поднимаются наверх, к краю траншеи. Там их можно закрепить колышками.
  • Для предупреждения появления трещин на стенах гаража и недопущения деформации фундамента он усиливается при помощи металлической арматуры. Арматурные стержни укладываются вдоль и поперек и соединяются вязальной проволокой.
    Следует также учесть, что соединение арматуры сваркой создаст риск появления ржавчины в местах сварки.
  • Армирование происходит путем образования в траншее своеобразной клетки из вертикально и горизонтально расположенных кусков арматуры. Длину и количество таких кусков следует предварительно рассчитать и приготовить для работы.

Внимание: Армирование стоит делать обязательно. Ведь грунт движется под воздействием перепада температур и выпадения осадков. И причем, чем больше будет вес всего гаража, тем более толстой должна быть арматура. Тогда она выдержит нагрузку.

  • Собранный арматурный каркас должен обеспечивать соединение подошвы и цоколя. Для этого используется вязальная проволока. Ее также для удобства в работе лучше предварительно разрезать на куски.
  • При формировании арматурной клетки следует не забыть об установке в соответствии с проектом гильз или труб для ввода коммуникаций. Их можно зафиксировать той же вязальной проволокой, обеспечив непроницаемость стыков.
  • Затем можно скорректировать положение рубероидных кусков, выполняющих функцию опалубки. В результате появляется основа для заливки фундамента с глубиной в 80 см, шириной его подошвы в 60 см и ее высотой 25 см и высотой цоколя в 75 см при ширине 20 см.

Заливка монолитного фундамента своими руками

Подготовив траншею и сформировав арматурную конструкцию фундамента, можно заняться его заливкой. Фундамент для гаража своими руками вполне можно заливать цементным раствором.

  • Прежде всего, надо приготовить бетон. Делается он путем смешения цемента, песка и щебня из следующего расчета: одна часть цемента, три части речного песка и четыре части щебня. Песок должен быть речным, а щебень фракции 20-40. При этом расход цемента составляет 250-270 кг на кубометр бетона.
  • В теплую погоду можно применять марку цемента М200 и выше. Если погода холодная – М300-400. Кроме того, при холоде вводятся специальные добавки, которые ускоряют затвердение бетона.

Внимание: если у вас песок не горный, а речной и вам не нравится, что он быстро садится, тогда просто можете в корыто добавить щепотку любого стирального порошка и он садится на будет.

  • Для обеспечения хорошей теплоизоляции гаража некоторые используют такие лёгкие бетоны как арболит, керамзитобетон и шлакобетон. Необходимое количество бетона рассчитать достаточно просто, умножив длину на ширину и высоту фундамента.
  • Начинать следует с заливки подошвы фундамента. Прямо из бетономешалки раствор выливается в траншею.
    Делать эту работу следует без больших перекуров и в течение одного дня. Тогда подошва фундамента получается монолитной и прочной.
    Благодаря ее ширине и плотности грунта такой фундамент не должен просесть. Через две недели эта часть фундамента полностью наберет свои прочностные характеристики.
  • После этого при помощи европоддонов с прикрепленной к их внутренней части ДВП устанавливается опалубка. Опалубку можно устроить, используя различные доски, фанеру, шифер или специальную металлическую опалубку.
  • Она делается с учетом гильз из разных материалов или труб для коммуникаций, которые можно для удобства закрепить на арматуре. Перед заливкой бетоном этой части фундамента для его дополнительного усиления в 15-20 мм от предполагаемой бетонной поверхности закладывается каркасная решетка из арматуры по всему периметру.
  • Заливка бетоном цокольной части проводится также как и нижней части фундамента. Через две недели опалубка демонтируется.
    Залитую в опалубку бетонную смесь, чтобы убрать воздух следует в нескольких местах проткнуть металлическим щупом, а снаружи постучать деревянным молотком. Неплохой результат даст уплотнение бетонной смеси строительным вибратором.

Гидроизоляция фундамента

Прежде, чем засыпать полости вокруг фундамента землей необходимо выполнить его гидроизоляцию.
Это избавит в дальнейшем от проблем, связанных с попаданием воды из фундамента в стены гаража:

  • Здесь вполне подойдет пастообразная гидроизоляция, которая в ведрах продается в любом строительном супермаркете.
  • Ее при помощи шпателя или валика в два-три слоя следует нанести на поверхность фундамента. Причем после такой обработки верхней горизонтальной поверхности фундамента на нее следует последовательно наложить два слоя рубероида, нанеся между ними слой гидроизоляции.
  • После этого полости вокруг фундамента засыпаются землей, которая утрамбовывается.

Применение «плавающего» фундамента

Если гараж строится на зыбком и не слишком надежном грунте можно применить одну из разновидностей ленточной конструкции – «плавающий» фундамент. Он рассчитан на возможные колебания почвы, высокие нагрузки, погодные катаклизмы.

  • Такой фундамент похож на заглубленную железобетонную плиту. Для создания такого фундамента также понадобится цемент, арматурная сетка или арматура, рубероид и необходимый инструмент.
    Для строительства потребуется цемент, песок, арматура или арматурная сетка и рубероид. Кроме того, надо запастись необходимым инструментом и бетономешалкой. Для обычного гаража предпочтительнее выбрать самый простой вариант «плавающего» фундамента.
  • Для него сначала с учетом характера и состояния грунта выкапывается необходимой глубины котлован, в который насыпается песок слоем в 10-20 см, который утрамбовывается.
  • На эту песчаную подушку ставится арматурная сетка, которая будет усиливать конструкцию фундамента.
  • Затем фундамент заливается бетоном. Застывший бетон выравнивают стяжкой с помощью песка и цемента.
  • В завершение делается гидро- и пароизоляция, устанавливается дренажная система.

Как сделать фундамент своими руками для гаража вы теперь знаете. Самое главное не торопится и все учесть.
Если вы посмотрите видео и составите себе план выполнения работы, тогда это можно будет сделать и достаточно быстро.

Как выбрать фундамента для гаража и залить его своими руками

Хороший гараж нужно строить только на хорошем основании, конструкция которого должна выбираться с учётом конкретных условий и гидрогеологии места строительства. От того, насколько правильно будут произведены работы по устройству фундамента, будет зависеть успешность предпринятых усилий по возведению гаража в целом.

Как построить фундамент под гараж

Опорное основание для любого здания предназначается для восприятия всех нагрузок от верхнего строения и компенсации дополнительных нагрузок от сейсмических и других природных явлений. Для того чтобы в дальнейшем гараж можно было эксплуатировать без каких-либо проблем, необходимо выполнять работы в соответствии с требованиями технологического процесса и использовать только качественные материалы.

Выбор вида фундамента

Чтобы определиться с типом фундамента, нужно учесть все обстоятельства реальных условий строительства:

  1. Характеристики грунта и глубину залегания подпочвенных вод. Эти показатели определяются разведочным бурением и лабораторным исследованием проб с участка. Понесённые на это затраты (приглашение специалиста и весь комплекс работ обойдётся в 6–10 тысяч рублей) с лихвой окупятся длительностью эксплуатации гаража. Особенности сезонного колебания грунтовых вод можно уточнить осмотром имеющихся по соседству водозаборных устройств — колодцев или скважин. Периодичность изменений уровня выясняется путём опроса местных жителей.
  2. Предполагаемая конструкция гаража — со смотровой ямой и подвалом или без них.
  3. Выбранные материалы для строительства.

Влияние грунтов на выбор типа фундамента

К слабым грунтам относят мелкие пылевые почвы, супеси и суглинки, пески. Они характеризуются способностью перемещаться под внешним воздействием. Такие основания нужно уплотнять. Для этого под фундамент роют траншею и утрамбовывают её дно с помощью вибрационной плиты. Нужно учитывать, что при хорошем уплотнении просадка грунта составляет до полуметра. При этом основание не теряет водопроницаемости, поэтому на нём можно сооружать фундамент любого типа.

Супесь относится к слабым грунтам, которые необходимо уплотнять перед постройкой фундамента

Средний песчаный грунт с включением гравия выносит любые нагрузки без смещения, в его уплотнении необходимости нет. На таких естественных подложках можно устанавливать фундаменты любого типа.

На песчаном грунте можно возводить любые фундаменты с небольшим заглублением

Самыми надёжными грунтами для опорного основания любого строения являются каменистые и скальные образования. Они не подвержены вспучиванию при промерзании и размыванию грунтовыми водами.

Самыми неблагоприятными для любых фундаментов являются глинистые грунты. Такие почвы плохо пропускают воду. В них образуются водяные прослойки и небольшие линзы. При замораживании вода расширяется и оказывает на окружающее пространство значительное давление. Такое явление называется вспучиванием, оно способно разрушить даже самые прочные бетонные конструкции.

Для ограничения давления пучинистого грунта на фундамент его основание нужно заглубить ниже уровня промерзания почвы. В этом случае сохранится только боковое воздействие при расширении грунтовых вод. Самый надёжный способ избавления от пучинистых грунтов — обезвоживание. Для этого используется дренирование — кольцевое или пристенное. Способ трудоёмкий и затратный, но часто неизбежный.

Особенности конструкции гаража

Значение для выбора фундамента имеют следующие обстоятельства:

  • намерение устроить подвальное помещение или смотровую яму;
  • особенности материалов, которые будут использоваться для возведения стен и устройства кровли;
  • наличие второго этажа над основным строением для обустройства мастерской или кладовой.
Гараж со смотровой ямой

При таком варианте обустройства сначала нужно отрыть траншею для ямы. По окончании работы стенки ямы лучше обшить временной опалубкой и только после этого приступать к рытью траншей для основного фундамента. Обязательно надо учесть необходимость прокладки пристенного дренажа ниже уровня опорной поверхности фундамента.

Основным условием для устройства смотровой ямы является расположение верховых вод ниже 2,5 метров даже во время их максимального поднятия — весной, во время таяния снега. Если это условие не выполняется, можно устроить пластовый дренаж под ямой (подвалом). Это значительно увеличивает трудозатраты и финансовые вложения.

Принято считать стандартными размеры ленты фундамента для гаража 40х60 сантиметров. Этого достаточно, чтобы выдержать вес строения из пеноблоков, ракушечника, шлакоблоков или деревянного бруса. Увеличение нагрузки при строительстве дома из кирпича или бетона, а также при возведении второго этажа требует соответственного увеличения размеров основания. Ширина стен должна быть на 12–15 сантиметров меньше ширины фундамента.

Виды фундаментов

В зависимости от перечисленных обстоятельств можно выбрать следующие основные конструкции фундаментов:

    Ленточный. Это наиболее распространённый вид опорного основания из бетона.

Разумеется, здесь указаны не все фундаменты, сооружаемые для гаражей, а только самые часто используемые в индивидуальном строительстве.

Заливка фундамента своими руками

Из всего разнообразия опорных оснований рассмотрим самый распространённый тип фундамента — ленточный.

Подготовительные работы

Подготовка к устройству фундамента заключается в следующем:

  • исследовать участок на выявление гидрогеологических условий на месте строительства;
  • выбрать подходящий тип фундамента;
  • составить эскизный проект со всеми особенностями устройства;
  • рассчитать и приобрести необходимые материалы;
  • расчистить участок под фундамент, сняв грунтовый слой не только на месте установки, но и на несколько метров вокруг него;
  • выполнить разметку для рытья траншей с использованием колышков и шнура.

Когда разметка готова, можно приступать к рытью траншеи. Её глубина должна соответствовать эскизному проекту. При этом нужно учесть толщину дренажного слоя. Для его формирования нужно насыпать на дно траншеи гравий в смеси мелкой и средней фракций толщиной 20–30 сантиметров. Насыпь разровнять и утрамбовать. Поверх гравия выполнить отсыпку песком средней фракции, тщательно разровнять, утрамбовать и пролить водой для уплотнения.

Установка опалубки

Для изготовления опалубки под гаражный фундамент можно использовать различные материалы:

  • доску обрезную строганую;
  • фанеру водостойкую толщиной от 12 миллиметров;
  • древесно-стружечную плиту;
  • лист металлический;
  • цементно — стружечную плиту.

Можно использовать и другие плоские материалы вплоть до несъёмной опалубки из бетонных профилей. Основное требование — гладкая формирующая поверхность.

Опалубку можно собрать из любого материала с гладкими стенками, например, из фанеры

Перед установкой опалубки на дно траншеи укладывается гидроизоляция из рубероида в два слоя. На месте ввода коммуникаций в опалубку встраивается труба нужного размера из асбоцемента или пластика.

Опалубка для малозаглубленного ленточного фундамента может быть смонтирована в таком порядке:

  1. По ранее установленной шнуровой разметке в дно траншеи нужно вбить стойки из бруска 50х50 миллиметров. Расстояние между ними должно соответствовать размерам плитного материала или заранее сколоченных дощатых щитов.
  2. Плиты или щиты крепятся к стойкам самонарезающими винтами изнутри. Щиты из досок крепятся к стойкам, а затем усиливаются укосинами и поперечными перемычками
  3. Расстояние по ширине регулируется поперечными перемычками из бруска или доски. Они также устанавливаются на саморезы.
  4. Для дополнительного усиления опалубки устанавливаются укосины, которые могут упираться в грунт или в заранее вбитый анкерный дюбель. Количество укосин между стойками определяется гибкостью формирующего листа. В месте их установки также нужно укрепить поперечины.

Зазор между плитами (щитами) не должен быть более двух миллиметров.

Видео: монтаж опалубки

Армирование фундамента

Выбор армирующих прутков для фундамента зависит от веса будущего строения. Для гаража достаточно использовать арматуру диаметром 8–10 миллиметров. Порядок устройства арматурной сетки следующий:

  1. Первый слой арматуры формируется на расстоянии 5 сантиметров от гидроизоляции. Для этого обычно используются обломки кирпича. Расстояние между прутками должно быть в пределах 12–14 сантиметров. Их скрепляют вязальной проволокой из низкоуглеродистой стали.
  2. После этого крепятся стойки из нарезанной арматуры.
  3. Второй и последующие слои сетки из арматуры формируются на расстоянии 14–15 сантиметров выше первого с соблюдением тех же размеров.Выход элементов арматуры из слоя бетона не допускается. Это приведёт к коррозионному разрушению деталей сетки. Не допускается также оставлять концы прутков арматуры в углах фундамента. В этих места их следует приводить с запасом и загибать на следующую сторону. Стыки производятся внахлёст и увязываются проволокой. Армирование фундамента выполняется в несколько рядов
Заливка фундамента

Для изготовления опорного основания гаража обычно используется бетон марки 300. Чтобы его правильно приготовить, используются следующие материалы:

  • цемент марки M400 – 1 ведро;
  • песок речной средней фракции — 4 ведра;
  • гравий средней фракции — 4 ведра.

Количество воды по правилам должно составлять половину объёма остальных компонентов. В нашем случае её потребуется 4,5 ведра. Но здесь нужно проявить осторожность. Влажность остальных материалов может быть различной, поэтому воду нужно добавлять частями, контролируя консистенцию раствора. При использовании воды из естественного водоёма нужно следить, чтобы в них не попадались органические включения в виде водных растений.

Заливка фундамента производится послойно. Учитывая небольшой объем работ, её можно выполнить в течение одного дня. При заливке бетонную массу нужно тщательно утрамбовывать, не допуская образования воздушных пузырей.

Время схватывания бетона составляет не менее 7 дней, после чего можно снять опалубку. Однако полное затвердевание бетонной массы составляет не менее 28 суток. После этого работы можно продолжать. Фундамент при его высыхании нужно укрывать полиэтиленовой плёнкой, а в жаркое время года несколько раз в день смачивать водой. При быстрой сушке бетон не успевает кристаллизоваться должным образом. Впоследствии он может растрескаться.

После демонтажа опалубки на поверхность фундамента нужно нанести гидроизоляцию. Чаще всего для этого применяют битумную мастику. Её можно наносить способом напыления или обычным малярным валиком. Перед нанесением поверхность нужно загрунтовать. Грунтовка выбирается в соответствии с рекомендациями на упаковке основного материала.

После нанесения слоя мастики ей нужно дать выстояться в течение суток, затем нанести второй слой. Обратную засыпку можно производить спустя сутки после устройства гидроизоляции.

Видео: устройство фундамента для гаража своими руками

Если учтены все приведённые обстоятельства и правильно выбрана конструкция фундамента гаража, он будет стоять на прочном основании и служить долгие годы.

Как залить фундамент под гараж?

Владельцы автомобилей серьезно подходят к решению вопросов строительства гаража и часто занимаются этим самостоятельно. Если основание будущей постройки выполнить с учетом строительных требований, то усадка строения будет происходить равномерно, а трещины на стенах не появятся. Зная, как правильно залить фундамент под гараж, можно обеспечить долговечность и надежность будущей постройки.

Выполнение подготовки основы, заливка площадки под авто – доступные работы даже для людей, которые не сталкивались со строительством. Мы познакомимся с особенностями выполнения этих операций. До начала постройки определитесь с типом основы, особенностями заливки, учтите массу строения, характеристики грунта. В этом вопросе нет мелочей, важен и размер гаража под машину, и высота основания. Всё необходимо заранее предусмотреть! При таком подходе вы спрогнозируете предстоящие затраты и избежите проблем при эксплуатации постройки, а также в процессе строительства. Рассмотрим детально этапы работ.

Фундамент – это так называемая «подошва» здания, он должен обладать равновесием, устойчивостью и компенсировать все силовые нагрузки

Начало работ

До того, как приступать к земляным работам, выполните комплекс предварительных мероприятий:

  • Разработку эскиза будущей постройки, выполняемой на начальной стадии работы. При эскизировании проанализируйте наличие пролегающих под объектом строительства коммуникаций, глубину расположения. Это позволит избежать конфликтных ситуаций с владельцами соседних участков и коммунальными организациями.
  • Расчет массы будущего гаража, позволяющий определить вид фундамента. Используя предварительный чертеж с размерами, результаты расчётов, определяется потребность в строительных материалах, оценивается уровень затрат.
  • Выбор площадки для строительства. Недостаточно только определить место строения, важно исследовать характеристики почвы и приступать к рытью траншей после выполнения геологических исследований. Разведка почвы позволит определить уровень залегания грунтовых вод, принять решение по глубине траншеи. Заливка фундамента под гараж своими руками производится после отбора проб на месте строительства и анализа образцов. Помните, что при повышенной влажности грунта необходим дренаж. Ведь замерзание воды в грунте вызывает деформацию основы, и в дальнейшем может стать причиной появления трещин.
  • Разметку площадки с использованием веревки и колышков. Это заключительный этап, позволяющий точно зафиксировать границы строения. Точный контур постройки позволит правильно выполнить подготовку и забетонировать площадку под гараж.

Следующим этапом идут земельные работы: с помощью колышек и веревки нужно сделать точные границы будущих траншей, они помогут правильно произвести заливку фундамента гаража и не искривить «основу»

Оценка влияния особенностей грунта

До начала бетонных работ и копки траншей проанализируйте вид грунта, на котором будет расположена бетонная площадка под помещение. Тип почвы определяет глубину траншеи, которая зависит от плотности грунта. Рекомендации таковы:

  • Каменистые и скальные породы, отличающиеся твердостью, позволяют строить гараж на спланированной площадке, без подготовки траншей.
  • Грунты с гравием требуют выполнения глубины основы выше уровня замерзания.
  • Фундамент на глинистой почве вынуждает выполнять траншею глубиной ниже промерзающих слоев.
  • Песчаные породы, отличающиеся сыпучестью, требуют фундаментов глубиной более 2 метров.
  • Торфяники непригодны для строительства, но позволяют выполнять строительство после полного удаления торфа и засыпки полости гравийно-песчаной смесью.

Оценивая грунт, помните главное – гараж устанавливают на твердом основании.

Принятие решения

Какую выбрать основу для строительства гаража? До того, как залить фундамент под гараж своими руками, необходимо подобрать подходящий вариант. Рассмотрим возможные типы оснований:

  • Ленточное, представляющее собой залитый в деревянную опалубку бетонный раствор. Основание традиционно применяется в нормальных почвах, когда деревянный каркас расположен по периметру строения в подготовленной траншее и не рекомендуется, если грунтовые воды расположены близко к поверхности. Опалубка может демонтироваться или быть стационарной.

Изыскательными работами определяется глубина и метод заливки гаражной основы, потому как грунтовые воды могут вести себя непредсказуемо

  • Плавающее (сплошное), являющееся разновидностью ленточного, предназначенное для установки на ненадежных грунтах. Основа представляет собой цельную армированную железобетонную плиту, заглубленную ниже нулевой отметки.
  • Сплошное, выполненное в виде контура из железобетонных фундаментных плит.
  • Бутобетонное, залитое по контуру гаража. Оно состоит из бутового камня, цементного раствора и укладывается на подушку из крупнозернистого песка.

Важно обеспечить удобство въезда в помещение, постараться избежать привлечения тяжелой грузоподъемной техники и наемных рабочих. Выполнение этих требований позволит существенно уменьшить затраты.

Ленточная конструкция

Ленточное основание монолитной конструкции – популярный вариант для гаражного помещения со стандартными размерами. Собственников автомобилей, отдающих предпочтение этой основе, привлекает простота, доступная цена.

Чтобы правильно сделать заливку фундамента под гараж, используйте съемную опалубку

Последовательность мероприятий по возведению ленточного фундамента соответствует проверенному алгоритму:

  • подготовка траншеи в соответствии с выполненной разметкой, обеспечивающей ширину основания на 20 см шире стен;
  • укладка фильтрующей песчано-гравийной смеси толщиной 15 см, обязательное уплотнение;
  • монтаж, обеспечение неподвижности, герметичности деревянных щитов опалубки;
  • усиление контура с помощью стальной арматуры диаметром не меньше 0,8 -1 см;
  • замешивание рабочей смеси;
  • заливка в полость бетона до требуемой высоты;
  • выравнивание верхней плоскости мастерком;
  • увлажнение (в жаркое время) поверхности на протяжении первых трех дней;
  • гидроизоляционная защита поверхности листовым рубероидом.
  • Качество ленточной конструкции обеспечивается соблюдением рекомендаций:

    • Обеспечьте уровень траншеи под фундамент так, чтобы глубина находилась ниже точки промерзания почвы для данной местности.
    • Уплотняйте песчано-гравийную смесь перед подачей каждой новой порции.
    • Проконтролируйте прямолинейность монтажа опалубки по периметру конструкции.
    • Соблюдайте рецептуру смеси, обеспечивая соответствие марке М200 и выше.
    • Порционно заполняя объем, не допускайте перерывов, равномерно распределяйте раствор по контуру проема. Это позволит избежать стыковочных швов, обеспечит целостность платформы.
    • Удалите воздушные полости, используя арматуру или глубинный вибратор.
    • Укладывайте с перекрытием слои гидроизоляции, чтобы затруднить доступ влаги в местах соединений.

    Если вы планируете самостоятельно залить фундамент, то для этого лучше всего подойдет план гаража, у которого наличествует стандартный проект и стандартная глубина фундамента

    Плавающий фундамент

    Являясь разновидностью основания ленточного типа, плавающая основа компенсирует колебания почвы, воспринимает нагрузки и не чувствительна к природным капризам. Какова конструкция такого фундамента под машину? Он представляет собой заглубленную бетонную плиту, усиленную стальной арматурной сеткой.

    Занимаясь обустройством плавающего основания, соблюдайте очередность выполнения работ:

    • Выройте прямоугольный котлован.
    • Покройте основание песчаной подушкой, уплотните поверхность.
    • Установите арматурный каркас сетчатого типа для прочности.
    • Залейте бетонным раствором фундамент до полного погружения в состав арматуры.
    • Спланируйте поверхность.

    После застывания можно установить гидроизоляцию, забетонировать площадку под транспортное средство с использованием цементно-песчаного раствора.

    Применение армированных блоков

    Для капитального гаража, конструкция которого отличается значительной массой, в качестве основания можно использовать фундаментные блоки. В предварительно подготовленную траншею с помощью грузоподъемного оборудования укладываются железобетонные плиты. При необходимости верхняя плоскость армируется и заливается бетоном.

    Делая монтаж фундамента под гараж, используя бетонные блоки, не получится полагаться лишь на собственные силы в ходе изготовления укладки и рабочего материала

    Такая платформа способна выдержать массу тяжёлого строения, обеспечить устойчивость на протяжении длительного периода эксплуатации.

    Бутобетонная основа

    Фундамент из бутового камня, зафиксированного бетонным раствором, – недорогой и один из распространенных вариантов. Он удобен, если выполняется заливка фундамента под гараж своими руками, в этом случае нет необходимости использовать специализированную строительную технику.

    Работа выполняется в следующем порядке:

    • произведите разметку площадки, выкопайте траншею необходимого размера;
    • подготовьте портландцемент марки М400, бутовый камень, щебень, песок;
    • засыпьте щебеночно-песчаный состав на дно, уплотните;
    • замесите цементно-песчаный раствор, добавляя на 2 части песка по 1 части цемента и воды;
    • уложите на дно один слой бутового камня, утрамбуйте и залейте сверху раствором;
    • последовательно укладывая и заливая слои, заполняйте объем, пока завершающий слой цемента не достигнет необходимого уровня.

    Обустройство площадки под автомобиль

    Если заливка фундамента под гараж своими руками закончена, приступайте к подготовке площадки для транспортного средства. На первый взгляд, кажется, что это простая работа, особенно, если контур площадки ограничен ранее подготовленным фундаментом. Однако имеются свои особенности, которые необходимо знать, чтобы обеспечить прочность поверхности, не допустить растрескивания.

    Подготовку основания под машину осуществляйте в следующей последовательности:

    • Спланируйте площадку, расположенную внутри фундаментной окантовки. Устраните неровности поверхности, увеличивающие расход бетонной смеси и нарушающие однородность структуры.
    • Уложите подушку из щебеночно-песочной смеси толщиной 20-40 см на дно, тщательно утрамбуйте. Увлажните поверхность и обеспечьте ее плоскостность с помощью доступных средств.
    • Застелите поверхность агроволокном, которое будет удерживать материал подушки и беспрепятственно пропускать влагу.
    • Установите маячки, соблюдая расстояние между ними 0,5 метра. Они, согласно технологии, обязательны для обеспечения плоскостности бетонируемой горизонтальной поверхности. Используйте стандартный гипсокартонный профиль. Обеспечьте его неподвижность путем фиксации выложенным горками цементно-песчаным раствором. Используйте уровень для контроля горизонтальности.

    Если Вы хотите соорудить гараж, то первым делом нужно позаботиться об обустройстве и монтаже оптимальной несущей конструкции

    Заключение

    Ознакомившись с вышеизложенным материалом, можно сделать для себя определенные выводы относительно того, как правильно залить фундамент под гараж. Это несложно, если следовать нашим рекомендациям.

  • Читайте также: